Ответить на комментарий

О стратегии преображения России: идеалы и шансы. Доклад для обсуждения

1. Преображение как духовная основа стратегии развития России

1.1. Идеалы и модернизация

Для успеха любой стратегии модернизации и любых реальных программ развития необходимо поставить во главу усилий ясное понимание:

а) духовно-нравственных идеалов, ради которых они предпринимаются;

б) набора допустимых средств, согласованных с этими идеалами;

в) состава и конфигурации социальных сил, которые привержены этим идеалам и способны к компетентным действиям, включая жертвенное служение.

Без соблюдения этих условий планка притязаний «модернизации» останется на духовно оскопленном уровне.

Хотя современное конституционное устройство России провозглашает светский характер государства, реальные устремления и практики нашего общества формировались на выстраданных – собственных и привнесенных – ценностях и смыслах жизни.

Эти ценности и моральные регуляторы являются основой российского общества и остаются ценностями православными, родственными ценностям всех традиционных религий. Во все критические времена нашей истории только ставка общества на религиозные энергии давала мощный и спасительный приток позитивных жизненных сил, открывала выход из катаклизмов и катастроф, исцеляла болезни, казавшиеся неизлечимыми.

На протяжении тысячелетней истории формирования и развития российской государственности в основу ее идеологии были положены сотрудничество традиционных религиозных общин при доминирующей роли православия, самодержавие, сотрудничество и братство народов. Эти многовековые идеологические установки охватываются обобщенным понятием «Святая Русь».

К началу XXI века после распада многовековой мировой сверхдержавы, каковой были Российская империя и СССР, современная официальная Россия отказалась формировать ведущую национальную идеологию в государственной политике. Пришедшие ей на смену лозунги и доктрины типа: «перестройка», «социализм с человеческим лицом», «демократизация», «либерализм», «суверенная демократия», «рыночная экономика», «права человека», «модернизация» – так и не стали основами российской идентификации и идеологии. Хотя де-факто государственная политика определяется набором догм либеральной идеологии и практической зависимостью от интересов компрадорской буржуазии и принятых страной обязательств перед международными организациями, де-юре РФ на уровне конституции имеет статус «государства без идеологии».

Между тем для полноценной жизни личности необходимо сознание приобщенности к некоторому общезначимому движению, общности, духовной сущности. Это может быть нация, страна, идея, в пределе – Силы Добра и Света, Бог.

Однако глубинные смыслы бытия, обретенные человечеством в результате тысячелетий поисков, сомнений, великих трагедий и великих прозрений, остаются отчужденными от большинства людей. Высшие смыслы и ценности часто демонизируются якобы как основа тоталитарных идеологий.

Раздробленность духовных доктрин и установок, неспособность общества обрести объединяющие символы служит показателем и одной из причин его духовно-нравственного кризиса.

Обретение идеологии и духовно-нравственной опоры чрезвычайно важно для будущего России, для стратегического управления развитием. Основой идеологии преобразований в предстоящие десятилетия могут и должны стать сохранение Российского государства, сбережение внутреннего мира человека, как образа и подобия Божия, человеческих жизней, создание системы государственного управления, которая обеспечивала бы сохранение суверенности и территориальной целостности России, справедливость, духовно-нравственное возрождение, созидательный труд, социальное равенство, создание благоприятных условий для творческой самореализации и спасения души.

Верховный приоритет сохранения человеческих жизней на всех ее этапах, от рождения до естественной кончины, должен сочетаться со стратегическим приоритетом повышения духовного и интеллектуального потенциала человека при научно обоснованной и осознанной оптимизации его материальных потребностей на уровне, достаточном и оптимальном для достойного жизнеобеспечения. Такой подход к идеологическим основам жизнедеятельности человека, общества и государства всегда составлял суть русской (советской) российской цивилизации без изъятия и фальсификации ее героических и трагических периодов.

1.2. Преображение как духовная квинтэссенция модернизации

Высший и предельный духовно-нравственный эквивалент изменений, возможных и желательных в человеческой жизни вообще и в России, может быть найден в смыслах Преображения. Его аналоги есть во всех традиционных религиях России, и сводятся они к устремленности на восходящее совершенствование личности, к стяжанию ею Святого Духа.

«Господь преобразился для того, – подчеркивает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, – чтобы апостолы, увидев Его не во славе, а в бесчестии, в поругании, в человеческой слабости, пригвожденным к Кресту, не потеряли веры. Воспоминание о преображении, о явлении на Спасителе Божией славы должно было укрепить веру апостольскую».

Каким образом эти положения могут быть приложены для постановки и решения задач формирования основ стратегии развития России?

Во-первых, введение в обсуждение будущего России ценностной энергетики Преображения задает направленность процесса стратегирования – ввысь, к «горним смыслам бытия», к облагораживанию жизни, в отличие от ставки на житейскую «понятность» и материально-потребительскую направленность общественных целей, на подражание другим проектам. Приземленность, заниженность, «экономизация», технократизация идеалов всегда оборачиваются завуалированным следованием дохристианским культовым парадигмам и провоцируют снижение, а отнюдь не духовно-нравственное возвышение общества.

Во-вторых, опорой на Преображение как на главную ценность проектируемая динамика страны выводится из нынешнего десакрализированного коридора. Ей придается трансцендентный смысл, который и является определяющим в жизни человека и в жизни общества.

В-третьих, даже поражен ность зна чительной части российского общества всевозможными социальными патологиями не означает невозможности духовно-нравственного преображения страны. Примера и устремления немногих достаточно для успешного осуществления модернизации страны, важнейших смыслов российской жизни, ее более благотворного устройства.

В-четвертых, сущность всякого стратегического управления сводится к целенаправленному переводу социальной системы в качественно новое состояние, расширяющее свободу выбора для жизнедеятельности не только нынешнего, но и последующих поколений. Соответственно траектории эволюции, которые уменьшают эту свободу, знаменуют собой регресс, варваризацию, деградацию и противоположны вектору Преображения.

Преображение как идея имеет всеобщее значение в качестве первоисточника перемен к лучшему, одухотворенному, наполненному смыслом.

Преображение страны, ее переход к новому, принципиально более жизнеспособному состоянию будут возможны только в том случае, если народ России будет понимать и принимать как неотъемлемую часть своего мировоззрения духовно-нравственную суть проводимых преобразований и поддерживать их, если они будут близки его душе и отвечать его интересам и ценностям, если народ будет внутренне осенен идеалами Преображения и готов совершить мощное преображающее усилие.

Краткость по историческим меркам отведенного на такое Преображение периода предопределена всем комплексом со временных процессов глобализации, демографического перехода, исключительной остротой социально-экономических, техногенных и природно-экологических проблем. На осуществление стратегического перелома в развитии страны нам в лучшем случае отпущен срок, не превышающий срока жизни одного поколения. Время выбора вектора пути не выходит далее горизонта 2012 года.

1.3. Жизнеспособность и совестливость

Ключевые практические критерии процесса Преображения могут быть сведены к двум: наращиванию жизнеспособности и совестливости.

В одной формуле это выражается просто и емко: «жить по совести».

В «Учении о достоинстве, свободе и правах человека» подчеркнуто, что «жизнь есть дар Божий человеку… Православие не приемлет и осуждает терроризм, вооруженную агрессию, криминальное насилие, равно как и все другие формы преступного отнятия человеческой жизни… Вместе с тем жизнь… земная жизнь, ценная сама по себе, обретает полноту и абсолютный смысл в перспективе жизни вечной… Современные международные и национальные юридические акты закрепляют и охраняют жизнь и права ребенка, взрослого и пожилого человека. Эта же логика защиты человеческой жизни должна распространяться на ее отрезок – от момента зачатия до появления на свет… Подобающая достоинству жизнь соотносится с понятием подобия Божия, которое по Божественной благодати достигается через преодоление греха, стяжание нравственной чистоты и добродетелей».

Совесть образует сердцевину личной и соборной жизни православного чело века. Отсюда – подвижничество, смиренность, святость и чувство вины за царящие в мире насилие и несправедливость. Отсюда – грандиозные подвиги «неизвестного солдата» и трудового человека, раскаяние за падения и грехи. Отсюда – неустанное стремление к нравственному идеалу вне зависимости от сложности, трагичности и апостасийности социального бытия. Но вне зависимости от степени и масштаба нашей нравственной деградации именно идеалы Святой Руси являются источником «самостоянья и величья» русского человека.

1.4. Искушение властью и успехом

Нынешние времена небезосновательно называют «эпохой убывающей совести». Действительно, многое в нынешнем мироустройстве заставляет личность глушить голос совести, следовать одной, хотя и в разных красочных и крикливых упаковках, модели поведения, восходящей к культу золотого тельца, к обожествлению денег и доступных благодаря им наслаждений, богатства и власти.

Тиражирование всеми средствами массовой информации (СМРАД) и закрепление ценностного приоритета ма териального благополучия является питательной почвой и прикрытием для торжества на практике и другого искушения – самоценности власти над доступным пространством мира, над другими людьми и пространством как источника гордыни, агрессии, материального преуспеяния и наслаждений. Пораженные этим искусом новоявленные сверхбогатые собственники полагают, что встраиваются в иерархию «избранных мира сего». Ради этого они забывают о нравственности и готовы на всё для сохранения и усиления господства над людьми и обществом.

Образом такого умонастроения является «золотой миллиард» (и «платиновый миллион») как формула жизни и статуса транснационального класса финансовых и иных «небожителей». Мировые СМИ, весь экономический миропорядок лживо ориентируют жителей планеты на недостижимое стремление любой ценой приблизиться к образу жизни этого «миллиарда».

Следует отметить, что неприятие власти золотого тельца не означает отвержения материального благополучия и властных иерархий вообще. В XVI веке преподобный Иосиф Волоцкий утверждал, что материальные блага можно и нужно использовать как инструмент служения ближнему своему. Для православного сознания является гармоничным как довольствование минимальными материальными потребностями, так и созидание богатства при условии его распределения в соответствии с христианскими ценностями.

1.5. Базисные ценности

Успешная и соответствующая цивилизационной природе России модернизация должна быть нацелена на достижение такого общественного жизнеустройства, которое характеризуют: а) свободный и ответственный гражданин; б) солидарное и справедливое общество; в) суверенное и конкурентоспособное государство.

Ни первое, ни второе, ни третье не противоречат позитивному зарубежному опыту развития. И ни то, ни другое, ни третье невозможны для России вне нравственного пространства идеалов Православия. Основой идентичности российского народа выступают ценности, сформированные как результат непрерывного поиска и стремления к духовно-нравственному идеалу и многовекового опыта жизнеустроительства.

Иерархия этих базовых ценностей, предложенная в «Ио сифлянском манифесте» Патриаршего совета «Экономика и этика» и Клуба православных предпринимателей, такова:

Вера – приоритет духовного над материальным, идеал самоотвержения личности ради общего блага при безусловном уважении неотъемлемых прав и свобод человека. Верность высшей правде и вечным нравственным нормам как основа национальной идентичности.

Родина – «Отечество земное есть преддверие Отечества небесного». Приоритет стратегического государственного и общественного интереса над частным, конъюнктурным интересом. Идеал жертвенного служения ближним и своей стране. Ведущая социальная и политическая роль государства как воплощения народного суверенитета.

Свобода – утверждение прав и личного достоинства человека в неотъемлемой связке с его нравственной ответственностью перед Богом и обществом. Развитие гражданского общества как залог развития личности и установления социальной справедливости.

Из данной иерархии следуют ценности государствообразующие: справедливость, патриотизм, единство, солидарность, мир (гражданский, межнациональный, межрелигиозный), демократия, самоограничение, благо человека, первенство духовного над материальным, семейные традиции, трудолюбие, честь и честность, национальная культура.

Любая свобода и самостоятельность подразумевают ответственность за самостоятельно сделанный выбор, за совершенный по собственному решению и свободной воле поступок.

Ответственность за близких и родных, за детей и стариков, ответственность перед обществом и Родиной, ответственность перед Всевышним.

Степень ответственности прямо пропорциональна сте пени свободы: чем больше свободы, тем больше ответственность. Кому много дается, с того много спрашивается.

1.6. Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании

В основе построения социально-ответственной и нравственно возвышенной экономики как условия стабильного развития и процветания общества должны лежать следующие краеугольные принципы, согласованные с библейскими заповедями и принятые Всемирным Русским Народным Собором и Межрелигиозным советом России в 2004 году.

I. Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны.

II. Богатство – не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа.

III. Культура деловых отношений, верность данному слову помогают стать лучше и человеку, и экономике.

IV. Человек – не «постоянно работающий механизм». Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.

V. Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование – это социально ответственный вид деятельности.

VI. Работа не должна убивать и калечить человека.

VII. Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым.

VIII. Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон во вред обществу и себе.

IX. В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.

X. Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность.

Оценка кодексов делового поведения различных секторов экономики однозначно показывает их недостаточное соответствие этим нормам.

1.7. Естественные желания человека

Своим долготерпением и верой в будущее России ее народ заслужил жить в благополучном и преуспевающем, социально-ответственном государстве. В этом государстве любой ее гражданин должен чувствовать себя защищенным, ощущать заботу страны о его семье, будущем его детей. Однако помимо конституционного права гражданина на государственную защиту личности ЧЕЛОВЕК, как активный участник жизни народа и государства, имеет право хотеть и ХОЧЕТ:

1. Быть зачатым в любви здоровыми родителями и быть выношенным в физическом, электромагнитном и биохимическом покое;

2. Родиться без ущерба для себя и матери;

3. Кормиться материнским молоком, по мере роста есть здоровую пищу, пить чистую воду, дышать чистым воздухом;

4. Иметь счастливое полноценное детство, полноценную семью – любимых маму и папу, брата и сестру, быть любимым родными и близкими, чувствовать реальную заботу и защиту государства;

5. Жить в мирное время;

6. Познавать мир, имея доступ к культурному наследию, гарантии свободы слова и творческого самовыражения;

7. Иметь свободу мировоззренческого выбора, формирования религиозной духовности, соблюдения достоинства и человеческих прав;

8. Учиться с удовольствием, иметь профессиональных и добрых наставников-учителей, получать соответствующие передовым достижениям науки и требованиям современного мира знания;

9. Получить в соответствии со способностями востребованную обществом и государством хорошо оплачиваемую профессию, имея возможность получения квалифицированного профессионально-технического образования и по строения трудовой карьеры в соответствии с полученными знаниями;

10. Иметь любимую работу, доставляющую радость созидания. Работать без ущерба для здоровья, не подвергаясь бесчеловечной эксплуатации, не жертвуя своим достоинством, свободой и правами, получая справедливую зарплату и моральное удовлетворение;

11. Иметь свободу мировоззренческого выбора, формирования религиозной духовности, защиту его достоинства и человеческих прав;

12. Иметь собственное, отвечающее составу семьи и требованиям современного технического прогресса, достойное жилище;

13. Строить счастливую семью, рожать и воспитывать желанных детей;

14. Осуществить свои творческие мечты;

15. Служить Богу, Родине, близким, приносить пользу обществу, делиться с людьми полученными знаниями и опытом;

16. Получать достойную, надежную и своевременную медицинскую помощь как в крупных городах и индустриальных центрах, так и в самых отдаленных поселках и деревнях;

17. Иметь достойную, защищенную старость и уважение со стороны молодого поколения и государственных институтов;

18. Уйти с покоем в сердце и душе в иной мир, благословляя детей и внуков на долгую и благочестивую жизнь;

19. Иметь право на достойную кончину, захоронение и память после ухода из земной жизни.

Именно из таких естественных желаний каждого конкретного гражданина России и жителя планеты следует исходить в разработке и реализации различных программ модернизации общества и государства. В частности, исключительно важно избежать подмены благородной цели модернизации в интересах всего общества проектами мнимой модернизации преимущественно в интересах отдельных групп, будь то финансовое, промышленное, спортивное, транспортное, нанотехнологическое или иное лобби.

1.8. Экологическая ответственность

Новое российское общество в процессе своего развития обязано становиться все более экологически ответственным, относясь с растущим пониманием к природе как Божьему творению. Необходимо проводить сознательную политику рационального соразвития природы и общества, на разумных началах преобразуя биосферу и обеспечивая условия для устойчивого развития с учетом интересов настоящего и будущих поколений.

«Неограниченное стремление к удовлетворению материальных потребностей, особенно потребностей избыточных и искусственных, греховно по своей сути, ибо ведет к оскудению и души человека, и окружающей природы… Признание прав человека не означает, что в угоду своим эгоистическим интересам он может расточать природные ресурсы. Достоинство человека неотделимо от его призвания заботиться о Божием мире (см. Быт. 2, 15), соблюдать умеренность в удовлетворении своих потребностей, бережно сохранять богатство, разнообразие и красоту природы.

Эти истины должны со всей серьезностью учитываться обществом и государством при определении главных целей социально-экономического и материально-технического развития. Нужно помнить о том, что не только нынешние, но и будущие поколения имеют право пользоваться теми природными благами, которые даны нам Творцом».

Новое российское общество в процессе своего развития обязано становиться все более экологически ответственным. Мы должны проводить сознательную политику рационального совместного развития природы и общества, на разумных началах преобразуя биосферу и обеспечивая условия для устойчивого развития с учетом инте ресов настоящего и будущих поколений.

2. Движущие силы Преображения

2.1. Основные движущие силы

Социальные образования, которые могут активно способствовать или препятствовать реализации стратегии преображения, могут быть следующими:

– органы государственного управления;

– деловое сообщество

– предпринимательские структуры и их общественные объединения;

– научное и культурно-творческое сообщество;

– средства массовой информации (СМИ);

– молодежь;

– институты гражданского общества;

– институт семьи;

– российская диаспора.

Особая роль принадлежит духовенству традиционных конфессий.

Эти общности по своему составу, интересам и мотивациям весьма разнородны. В их среде есть:

– элиты, принимающие решения по кругу вопросов в рамках своей компетенции;

– активисты (не обязательно из состава элиты), которые могут иметь свои взгляды, в том числе оппозиционные, относительно целей и путей преобразования страны, а также располагают возможностями влиять на общественное мнение и поведение руководства;

– маргиналы, не имеющие своего мнения и легко поддающиеся чужому влиянию;

– лица, безразличные к общественной жизни, для которых главной ценностью является собственное благополучие.

У каждой из перечисленных категорий есть свои причины, чтобы способствовать или сопротивляться предполагаемым преобразованиям в стране.

В любом случае сегодня следует признать отсутствие ясной картины конфигурации сил, сориентированных на модернизацию с опорой на духовно-нравственное Преображение.

Исключительно важную роль в преобразованиях в России играло государство. Как только оно уклонялось от этой своей миссии, становилось заложником «высших классов» и проводило политику в их интересах, в стране накапливалась масса проблем и противоречий. Они разрешались или путем «реформ сверху», или через социальные революции.

Проводимые нынешней властью реформы в большинстве своем являются малоэффективными в экономическом и социальном аспектах. Достаточно напомнить монетизацию льгот, пенсионную реформу, реформу образования, страхования, здравоохранения, армии и МВД. Все эти реформы проводились и проводятся с невероятным упорством при крайне отрицатель ном отношении к ним большинства общества.

В стране образовались два типа элит положения и развития. Их персональное наполнение все больше и больше различается. Позиция общества по ключевым вопросам и официальная политика и пропаганда различаются по многим принципиальным вопросам.

2.2. Необходимость общественной дискуссии

Выбор траектории преобразований России будет происходить как поиск указанных выше групп сущности, характера и конкретных параметров эволюционных процессов. Лишь после этого последует время их обоснования и отбора. Поэтому так важна открытая общественная дискуссия по вопросам модернизации и преображения страны, предваряющая принятие стратегических государственных решений.

При этом должна быть гарантирована свобода слова и сняты табу на всё, что может иметь критическое значение для осмысления будущего страны. Серьезные решения требуются в отношении деятельности государственных СМИ, которые зачастую являются средствами массовой рекламы, агитации, дебилизации и дезинформации (СМРАД).

2.3. Смыслосозидающая роль Русской Православной Церкви

Россия вступила в XXI век ослабленной и продолжает ослабевать. Однако в последние 25 лет крепли и возрастали удерживающие силы возрождающейся Русской Православной Церкви. Многократно увеличилось число храмов, священнослужителей, выросло количество воцерковленных россиян. В этом, возможно, заключается урок и основа на будущее России.

Традиции русского народа неповрежденными и живыми сохранились в непрерывающейся жизни Церкви, которая по Божьему обетованию пребудет до конца дней, «и врата ада не одолеют Ея» (Мф. 16, 18).

Если народ хочет сохраниться физически, он должен сохранить свою духовную основу, а если он хочет сохранить свою духовную основу, он должен воцерковиться.

Русская Православная Церковь является тем фундаментальным ключевым социальным, культурным и общественно-политическим институтом в пределах Отечества и Русского мира, который способен внести в жизнь народа и страны высший смысл, позволяющий труду и предпринимательству, государственному служению, разнообразному творчеству и всем принимаемым на себя тяготам становиться благотворными. «Полноту же осуществления заповедей Божиих о любви к Богу и ближнему являет собою Церковь – богочеловеческий организм».

Русская Православная Церковь (РПЦ) и другие традиционные религиозные общины, будучи отделенными от государства, являют примеры нахождения согласия при решении сложных и щепетильных государственных и общественных проблем. РПЦ веками стояла на страже самобытности и национальной независимости России, была удерживающей силой в борьбе со злом, оставалась последним оплотом народного духа в тяжелые периоды нравственного упадка власти и общества.

Эта роль РПЦ не умаляет значения других религий и конфессий, действующих на территории России, однако нельзя не признать ее историческую главенствующую роль в отстаивании интересов российского многонационального и многоконфессионального государства.

Сегодня Русская Православная Церковь является ключевым социальным, культурным и общественно-политическим институтом в пределах Отечества, способным к внесению в жизнь и деятельность людей смысла, который позволит сделать их труд созиданием в высшей степени.

Русская Православная Церковь выступает за расширение заявленной высшим руководством страны модернизации жизни до духовно-нравственной «гуманитарной модернизации». Без этого реальные экономические, научно-технические и управленческие изменения в стране произойдут с избыточными издержками и сомнительным результатом.

3. Ключевые стратегические проблемы

3.1. Ключевые проблемы

Существуют различные взгляды на состав, значимость, остроту и актуальность стратегических проблем развития России. Тем не менее в отношении большинства из них сложился общественный консенсус. Среди фундаментальных проблем России – вымирание народа, патология сложившейся системы управления, острейшая социальная несправедливость и недопустимое в цивилизованном современном обществе неравенство, хищническое природопользование, угроза распада целостности страны. Общепризнано критическое состояние в России науки и образования.

Сложные процессы идут в сфере культуры, в которой происходит острое противоборство современных технологий внедрения матриц массового потребительства и пост модернистского менталитета, с одной стороны, с много вековыми национальными традициями России – с другой. Происходящий во всем мире демографический переход и научно-технологическая революция ужесточают требования к сохранению исконной русской культурной идентичности и освоению новейших форм культурного производства. Нельзя не отметить, что духовным источником едва ли не всех упомянутых выше проблем является восторжествовавший языческий культ «золотого тельца», ценности эгоизма, безответственности и социальной несправедливости.

Только упоминания о наборе проблем достаточно, чтобы оценить масштаб остро необходимых решений и усилий по их реализации. Этот масштаб сопоставим с вызовами переломных эпох в развитии исторической Руси-России: освобождением от татаро-монгольского ига, Смутным временем, проведением индустриализации, Победой и восстановлением народного хозяйства после Великой Отечественной войны.

На фоне множества деградационных процессов феноменальное возрождение Церкви свидетельствует скорее о Милости Божией к России. Без этого укрепления духовных сил наших сограждан пережить стихию «реформ» с их тотальной либерализацией и дегуманизацией мы были бы, без сомнения, не в состоянии.

3.2. Вырождение нации

В 1990 году в РСФСР проживали 148 млн человек, в 2010 году – 142 млн, почти на 6 млн меньше. Катастрофическое уменьшение численности населения в 90-х годах ХХвека, по своим масштабам схожее с периодами 1917 – 1921 и 1941 – 1945 годов, но продолжающееся второе десятилетие, лишь отчасти смягчается миграцией. По продолжительности предстоящей жизни Россия отстает от десяти наиболее развитых стран мира на 15 – 19 лет для мужчин и на 7 – 12 лет для женщин.

Для простого замещения поколений суммарный коэффициент рождаемости на одну женщину детородного возраста должен быть не ниже 2,1. В России в последние годы он колеблется в пределах 1,2 – 1,3 (в 2008 – 2010 годах – 1,4 – 1,5).

Низкая рождаемость в России сочетается с высокой смертностью. В 2 – 3 раза выше уровня развитых стран показатели материнской и младенческой смертности. Возвратилась архаичная структура смертей вследствие внешних причин, высокого уровня социально опасных болезней и др.

Основные причины смертности и ее динамики группируются в четыре комплекса.

Первый комплекс связан с низким уровнем здоровья беременных и кормящих матерей. Если в 1990 году доля детей, родившихся больными, составляла 15 %, то сегодня – около 40 %.

Второй комплекс причин – потеря эффективной трудовой мотивации, особенно у мужчин трудоспособного возраста. Это вызвано масштабным и длительным социальным стрессом 1990-х годов, а также последовавшими за ним срывом динамического стереотипа высшей нервной деятельности и преждевременной неестественной смертностью. Третий комплекс причин смертности составляют внешние факторы: алкоголизм, наркомания, самоубийства, убийства и все виды несчастных случаев (почти 12 % от общего числа смертей). В последние несколько лет число убийств в России на 100 тыс. жителей в 3 раза превысило аналогичные показатели в США, в 19 раз – Японии, Германии и Австрии. По числу суицидов (40 тыс.) Россия занимает 2-е место среди стран Европы и СНГ. В 2009 году число смертей от внешних причин составляло 219,0 на 100 тыс. человек. Это почти столько же, сколько составили показатели смертности от новообразований – 204,7.

Четвертый комплекс причин связан с заболеваниями. Лидерами причин роста смертности как у молодых женщин, так и у их ровесников мужчин оказались неточно обозначенные состояния и инфекционные болезни, что убедительно свидетельствует об ухудшении социальных условий жизни населения в целом и молодежи в частности. Возросшие масштабы избыточной смертности формировались под воздействием социально опасных социально-экономических реформ 90-х годов. Цена реформирования России в 90-е годы равна преждевременной смерти пример но 7 – 9 млн наших соотечественников.

3.3. Поляризация населения страны

Наиболее опасная для выживания общества социально-экономическая проблема – чудовищная поляризация и социальный разлом населения. Фактически возникло «две России», все больше расходящихся и противостоящих друг другу по своим ценностным ориентациям, образу жизни, поведению, доходам и имуществу. Образовалось два резко отличающихся друг от друга «уровня жизни», два потребительских рынка, в разы отличающихся ценами, набором потребительских благ, жилищными условиями, социальным статусом и т.д. Сегодня они формируются с самого детства, на базе альтернативных или параллельных форм воспитания и образования, для получения которого дети и молодежь из богатых семей отправляются за рубеж или учатся в малодоступных для «низших слоев» школах. В «страну» богатых и сверхбогатых входит политическая элита.

Пропасть между богатыми и бедными возбуждает агрессивные настроения в семье и обществе, вызывает стрессы и депрессии, негативно воздействует на состояние здоровья, ведет к возрастанию смертности непосредственно в самых репродуктивных возрастах, разрушает ценности православия и других религий, дезориентирует молодежь и служит причиной социальных отклонений в поведении (суицид, наркомания, алкоголизм) и криминализации.

Уровень доходов основной массы населения не сопоставим с доходами «элиты», составляющей около 2% населения, но располагающей половиной всех накоплений. По официальной статистике, разрыв между доходами самых богатых и самых бедных россиян составляет 16 раз, но неофициально он достиг уже более 50 раз и продолжает нарастать.

Рублевые сбережения объемом более 10 тыс. рублей имеют лишь 12% населения, валютные – 3%, лишь 1% занимается операциями на финансовых рынках. У 40 % домохозяйств сбережения вообще отсутствуют. «Богатые и очень богатые» составляют сегодня 5% от об щей численности населения, имея свыше 5 тыс. евро на душу в месяц.

«Высокообеспеченные» граждане составляют 10% (1 – 5 тыс. евро); среднеобеспеченные – 28% (0,3 – 1,0 тыс. евро); малообеспеченные – 35% (0,15 – 0,3 тыс. евро); бедные – 22% (менее 150 евро). Если использовать существовавшую ранее (советскую) метрику, то численность малообеспеченных в России составляет 45 %.

Группа «среднеобеспеченных» (28%) по величине доходов никак не может соответствовать среднему классу.

Только слой высокообеспеченных (10%) по своему потребительскому поведению соответствует среднему классу развитых стран.

Богатые и очень богатые (5%) – это совершенно новый феномен в структуре населения, их численность возрастает. При этом увеличение ВВП на 1 руб. влечет за собой рост доходов «верхних» 20% населения на 3 руб., в то время как у «нижних» 20% – всего на 15 коп.

Радикальное преодоление массовой бедности и вопиющего неравенства требует устранения следующих ее факторов: а) низкая оплата труда, безработица, неплатежи заработков; б) низкие трудовые пенсии; в) недостаточное материально-финансовое обеспечение традиционных бедных (одиноких матерей и многодетных семей, инвалидов).

3.4. Кризис здравоохранения

Состояние здоровья населения свидетельствует о катастрофическом положении. Показатель смертности, за 20 лет выросший на 30%, характеризует не только падение качества, но и снижение доступности медицинских услуг для населения.

Основные пороки действующей системы организации здравоохранения:

– неопределенность обязательств по государственным гарантиям;

– несбалансированность ресурсной базы и государственных обязательств;

– непрозрачность и недостаточность источников финансирования медицинских учреждений. Население компенсирует дефицит либо здоровьем, либо самой жизнью, либо своими средствами;

– неадекватность существующей статистики не отражает реальной потребности в медицинских услугах и их ресурсного обеспечения.

Кризисная ситуация сложилась во многом в результате реформирования здравоохранения на протяжении последних 20 лет. «Реформы» велись по трем направлениям. Первое – проведение мероприятий, связанных с внедрением обязательного медицинского страхования (ОМС). Второе – внедрение замещающих стационарное лечение технологий и сокращение численности врачей. Третье – реформирование межбюджетных отношений. Эти направления объединяет игнорирование необходимости обеспечения всеобщей доступности медицинских услуг и невыделение дополнительных финансовых средств на проведение реформ.

Анализ последствий реформы и функционирования вновь созданной системы здравоохранения приводит к выводу о том, что государство фактически не заинтересовано в реализации гарантированных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья. Реальной, а не провозглашаемой ее целью было создание условий для формирования финансовых институтов страхового рынка.

3.5. Дефицит жилья

В России почти две трети российских семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Первым шагом на пути реформирования ЖКХ была приватизация жилья, в ходе которой населению досталось разное по количеству и качеству жилье. Если 20 лет назад удельный вес частного жилья составлял треть, то сегодня этот показатель достиг 80% жилого фонда.

Активно включившись в процесс приватизации, население смутно представляло ее последствия, в частности необходимость самостоятельного решения проблем капитального ремонта, улучшения жилищных условий, управления многоквартирными домами и т.д. Правовая неграмотность населения и недостатки в нормативной базе стали причиной незаконного отъема жилья, обманов при продаже, аренде, обмене жилья, при заключении договоров пожизненного содержания.

По уровню жилищной обеспеченности, включая комфортность и качество жилья, Россия занимает 80–е место в мире. Средний уровень жилищной обеспеченности составляет 22 кв.м на человека.

Только у 13 % домохозяйств жилищная обеспеченность приближается к среднеевропей скому уровню – более 40 кв. м.

Для России характерен высокий уровень перенаселенности: проживание с соседями (7% семей) или по нескольку человек в одной комнате (11% семей), где на человека приходится менее 10 кв.м. Показатель перенаселенности превышает 60% для съемщиков частного жилья и более 40% – среди владельцев жилья. При этом каждая четвертая семья имеет жилое помещение, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Численность населения, не обеспеченного водоснабжением, составляет 33 млн человек, канализацией – 39 млн человек, центральным отоплением – 27 млн человек. В ветхих и аварийных домах проживают 5 млн человек. В капитальном ремонте нуждается 52% жилых домов. Износ основных фондов жилищно-коммунального комплекса превышает по основным компонентам 60%. Потери воды, электроэнергии, тепла достигают 20 – 40%. Аварийность на объектах ЖКХ, количество техногенных разрушений с тяже лыми последствиями удвоились, в 2 – 3 раза возросло время ликвидации последствий аварий и катастроф.

За 20 лет реформ ввод жилья в расчете на одного жителя увеличился лишь на 0,03 кв. м и остался в 2,2 раза меньше ежегодно необходимого для нормального воспроизводства жилищного фонда уровня (0,45 кв. м на человека). В развитых странах ежегодный ввод жилья составляет 1 кв. м на человека.

3.6. О собственности и собственниках России

Процесс ускоренной приватизации, проходивший в России в 90-х годах XX столетия, привел к появлению огромного, не свойственного для СССР слоя частных собственников. Этот слой не был подготовлен к особым условиям, которые требует режим частной собственности. Отношение к ней было в массе потребительским, бездумно накопительским, нерачительным.

Ни в профессиональном, ни в нравственном плане «молодые» собственники России не чувствовали своей ответственности за свалившиеся на них «богатства».

Увлечение в последнее время процессами управления, менеджментом заслонило собой проблемы собственности. Но менеджер в правовом поле несет ответственность только перед собственником, а перед государством – только если он нарушает законы. Более того, наиболее изворотливый менеджмент ухитряется обмануть и собственника, чему немало примеров на Западе и у нас.

В современных условиях, когда человек, его внутренние возможности, стремление к достойному уровню жизни, способствующему расширенному воспроизводству человека и его интеллектуального потенциала, приобретают первостепенное значение, вопрос отношения к собственности – материальной и интеллектуальной – становится архиважным.

Кроме этого в правовом поле России имеются существенные недоработки, которые позволяют процветать рейдерству, коррупции в области прав собственности. Возникают юридические коллизии – например, когда земля под многоквартирным домом находится в собственности у одних лиц, а сами квартиры, как бы подвешенные в воздухе, – у жильцов, что порождает возможность насильственных действий одних собственников по отношению к другим. Развиваются и многие другие подспудные процессы в области собственности, которые могут привести к серьезным социальным последствиям.

Огромные риски в этой области порождает и ведущаяся реформа ЖКХ.

Это неотрегулированные отношения между управляющими компаниями (наиболее подкованными в юридическом, финансовом плане) и товариществами собственников жилья, не говоря о простых жильцах. Грядущее перекладывание ответственности за содержание жилого фонда на собственников жилья может привести к массовой его деприватизации (переходу жилья в государственную собственность с последующим оформлением социального найма). В этом случае те возможности, которые представляло владение собственностью людьми, утрачиваются.

Существует еще одна проблема. Поскольку мировая финансовая система признает за деньгами выполнение ими не только основных функций, но и функций товара, то владельцы денег становятся собственниками этого специфического товара. Если собственники денег, объединяясь в паевых фондах, в состоянии повлиять на управление ими через инвестиционные декларации (хотя в значительной степени сфера вложений здесь регулируется государством, которое ни за что не отвечает), то владельцы банковских депозитов, фактически передавая банкам деньги в управление, никак на этот процесс повлиять не могут (только соглашаясь с условиями банков и рискуют, доверяя банковскому менеджменту). Этот вопрос требует отдельного изучения и, возможно, законодательных инициатив.

Описанная ситуация с собственностью в России, безусловно, не охватывает всех проблем в этой области, но ясно одно – именно собственник несет всю полноту ответственности за пользование и распоряжение собственностью, в этом смысле он более социально ответственен, чем бизнес. Кроме этого на нем лежит ответственность за сохранение, улучшение и приращение собственности перед будущими поколениями.

Право собственности накладывает на собственника дополнительную ответственность, в том числе нравственную, требует высокого профессионализма в вопросах управления, рачительного обращения с собственностью. Русская Православная Церковь, являясь одним из крупнейших собственников, во все времена демонстрировала опыт рачительного хозяйствования и нравственного отношения к собственности. Поэтому сегодня нет такого собственника, который обладал бы в России такими качествами, как РПЦ, и имел бы опыт управления собственностью в течение многих столетий.

РПЦ могла бы внести свой исключительный вклад в формирование новой культуры отношений собственности в стране.

3.7. Криминализация

Криминализация жизни в стране стала угрозой исключи тельной важности. Ежегодно более 2 тыс. детей становится жертвами убийств и получает тяжкие телесные повреждения; каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн детей, а 50 тыс. – убегают из дома; ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесенных мужьями; насилие над женами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвертой семье; 12 % подростков употребляют наркотики; более 20 % детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России; около 1,5 млн российских детей школьного возраста вообще не посещает школу; детское и подростковое «социальное дно» охватывает не менее 4 млн человек; темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности; в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключенных, что при мерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов. В стране более 30 млн человек имеет судимость.

Преступность в прошедшее десятилетие не только не снизилась, но постоянно росла. При этом цифры РЕАЛЬНОЙ преступности в разы отличаются от регистрируемой. Например, в 2009 году официально было зарегистрировано около 3 млн преступлений, а по данным исследователей из НИИ Академии Генпрокуратуры РФ, в том же году в России было совершено не менее 26 млн преступлений! В предстоящее десятилетие прогнозируется увеличение преступности к 2020 году до 30 млн. Преступность охватывает огромное количество раз личных деяний. Но во всех странах главным ориентиром для определения уровня правопорядка является динамика убийств.

Главным достижением наших правоохранительных органов в первое десятилетие XXI века всегда считалось значительное снижение числа зарегистрированных убийств. Если в 2001 году было официально зарегистрировано 34,2 тыс. убийств, то в 2009-м – 18,2 тыс. Но на самом деле уровень убийств все прошедшее десятилетие постоянно возрастал и составил в 2009 году не 18,2 тыс., как зафиксировано в отчетности, а 46,2 тыс.! Количество заявлений об убийствах, поступивших в правоохранительные органы, составило 45,1 тыс., а количество неопознанных трупов за тот же год – 77,9 тыс.? Одновременно при этом число лиц, пропавших без вести, но так и не найденных, превышает 48 тыс. человек.

В структуре смертности населения от травм и отравлений по внешним причинам на первом месте находится (23 %) смертность от повреждений с неопределенными намерениями (половина из которых – латентные убийства); на втором месте (18 %) – от отравления алкоголем и прочих случаев отравления; на третьем месте (16 %) – вследствие убийства; на четвертом (14 %) – самоубийства.

Иными словами, убийства (скрытые и зарегистрированные) – главная причина смерти от травм в России.

Латентную преступность следует рассматривать как одну из форм проявления безнаказанности.

В итоге по стране бродят сотни тысяч ненаказанных убийц и насильников.

На начало второго десятилетия XXI века официальная статистика нераскрытых насильственных преступлений, совершенных на территории нашей страны, включает в себя около 45 тыс. убийств, 105 тыс. умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, 120 тыс. умышленных причинений вреда средней тяжести, 56 тыс. причинений легкого вреда здоровью; 86 тыс. побоев; 10 тыс. изнасилований.

Эти цифры отражают только зарегистрированные преступления. Что касается незаявленных, укрытых преступлений, то здесь эти цифры надо увеличивать в разы.

Никакие реформы в системе МВД, ФСИН, создание Следственного комитета, усиление или либерализация уголовного законодательства не приведут к укреплению правопорядка в стране, если изначально вся исходная информация о принятии решений в сфере уголовной политики будет базироваться не на реальной картине преступности, а по-прежнему на лжи.

Именно заявления и сообщения должны составлять уголовную статистику. Должна быть кардинально улучшена система судебно-медицинской экспертизы. А для того, чтобы вывести судебно-медицинские учреждения из плачевного состояния, нужны серьезные финансовые вложения.

Если же все оставить в прежнем состоянии, то система уголовной юстиции обречена на саморазрушение и хаос.

Реальность уголовной статистики – уже не проблема уголовной политики, но вызов большой политике. Исходя из зарегистрированного уровня в 14,2 убийства на 100 тыс. населения, Россия занимает третье место в Большой индустриальной двадцатке, уступая только Южной Африке (36,5 убийства на 100 тыс.) и Бразилии (22 убийства на 100 тыс.). И одновременно Россия – единственная из европейских стран, которая по уровню убийств на 100 тыс. населения входит в Большую криминальную двадцатку (во главе с Гондурасом – 60,9 убийства на 100 тыс. населения), занимая там место между Намибией и Суринамом. Если же учитывать реальное число убийств, то наше место будет в первой десятке самых криминальных государств мира.

3.8. Ограниченность экономического суверенитета

Важнейший источник экономического развития – суверенитет страны в валютно-денежной политике. Реализованная в России программа «шоковой терапии» представляла собой разновидность разработанной Международным валютным фондом для слаборазвитых стран третьего мира доктрины так называемого Вашингтонского консенсуса. Его общая идея заключалась в минимизации государственного регулирования экономики через либерализацию ценообразования, внутренней и внешней торговли, приватизацию государственной собственности и ликвидацию какого-либо регулирования распределения национального дохода.

В рамках этого подхода экономика страны подчиняется потребностям мировой торговли и международного капитала путем привязки национальной валюты к доллару и ее свободной внутренней конвертируемости, а также сведения денежно-кредитной политики к формальному планированию прироста денежной массы в зависимости от прироста валютных резервов. МВФ, по сути, играет роль международного финансового жандарма при основных кредиторах мировой экономики.

Фактически после расстрела Верховного Совета в октябре 1993 года и до банкротства государства в августе 1998 года в России действовало внешнее управление экономической политикой, основные параметры которой разрабатывались экспертами МВФ и затем формально утверждались правительством и Центральным банком.

Вместе с международными резервами Центробанка государство выводило из экономики количество денег, вдвое превышавшее объем денежной базы. Замораживая 2/3 денег, обеспеченных реальным сбытом товаров, финансовое руководство сокращало экономическую активность в стране.

За некомпетентность руководства Центральным банком и экономическим блоком правительства страна расплатилась колоссальными упущенными возможностями экономического роста и бедностью половины населения. Привязка денежной эмиссии к приросту валютных резервов при количественном ограничении денежной массы повлекла отток денег из производственной сферы, ориентированной на внутренний рынок и вынужденной изыскивать средства для развития за счет занижения оплаты труда. Чудовищный спад производства и хроническая депрессия в большей части отраслей обрабатывающей промышленности, строительстве и сельском хозяйстве – прямой результат проводившейся денежно-кредитной политики.

Такого еще не было в экономической истории – российская денежная власть ухитрилась монополию государства на организацию денежного предложения из важнейшего двигателя экономического роста превратить в его тормоз. В этой макроэкономике абсурда выжить могли лишь предприятия, которые экспортировали свою продукцию и кредитовались за рубежом, поэтому были независимы от финансовой политики своего государства.

Монопольное право государства на эмиссию денег в условиях рыночной экономики – это главный рычаг его влияния на экономику. Печатая деньги и предлагая их в качестве кредита тем, кто способен их использовать на производство общественно-полезных благ, государство стимулирует экономический рост, занятость, развитие страны.

Организуя предоставление кредита, государство направляет и подталкивает экономический рост, предоставляя предприятиям финансовые возможности для расширения производства. Создав механизмы рефинансирования банковской системы под обязательства предприятий, европейские, а затем и другие страны освоили технологии безграничного экономического роста. Эти технологии великолепно проявили себя в период послевоенного восстановления европейских стран.

Примитивизм и ошибочность денежной политики российских властей особенно очевидны на фоне современной денежной политики развитых стран, которые исходят из интересов расширенного воспроизводства экономики и социально-экономического развития.

3.9. Будущие чрезвычайные ситуации

В период до 2030 года в мире произойдут локальные и глобальные изменения и события, а также катаклизмы природного и антропогенного характера, связанные с планетарными процессами, хозяйственной деятельностью человека, а также с вдохновляемой высшими финансовыми кругами политикой, проводимой транснациональными компаниями, банками и правительствами стран, которые формируют нынешнее мироустройство и международные взаимоотношения. Эти события будут оказывать непосредственное или опосредованное влияние на ход преобразований в России, замедляя его или заставляя кардинально менять планируемую тактику их реализации.

Хотя ежегодные потери России от чрезвычайных ситуаций составляют 3 – 7 % ВВП, неблагоприятные события и процессы, вызовы, угрозы, катастрофы, кризисы, войны и сопутствующие им риски и потери в большинстве предлагаемых прогнозов развития России никогда не учитывались и не учитываются. Всего в стране ежегодно происходит более 150 крупных чрезвычайных происшествий, около 200 тыс. пожаров. За последние 20 лет МЧС России спасено более 1 млн россиян, оказавшихся в чрезвычайных обстоятельствах. В России имеется более 3,5 тыс. объектов, обладающих повышенной опасностью в случае аварии.

Особой проблемой глобальной значимости становится продовольственная безопасность. Особую и возрастающую роль будет играть нарастающий дефицит питьевой воды.

4. Стратегические цели, приоритеты и параметры преображающего развития России

4.1. Принципы стратегии

Необходимое условие формирования и реализации стратегии преображения - ясное понимание системы ценностей, нравственных норм и принципов российского общества, естественных желаний и прав граждан. Учет этих основ критически важен в стратегическом процессе. Как результирующие к стратегии можно сформулировать следующие требования:

Высшей общественной ценностью являются жизнь, достоинство, свобода и права личности, осознающей свою ответственность перед близкими, народом, обществом, государством, природой, Богом.

Соблюдение общенародных (национальных) интересов стоит выше личностных, интересы будущего ценятся выше конъюнктурных мотивов, справедливость – выше формального закона, милосердие - выше формальной справедливости, благодать - выше земных норм жизнеустроения, духовное выше материального.

Миссия государства должна заключаться в сохранении единства и целостности России, совершенствовании и укреплении народовластия - важнейшей миссии государства и народа России, в создании условий для свободного существования и развития каждой личности и общества в целом, улучшении состояния природной среды, обеспечении гарантий национальной безопасности и условий непрерывного социально-экономического и научно-технического развития страны при соблюдении норм социальной справедливости. Стратегическая цель российского государства - восстановление мощи и цивилизационного единства исторической Святой Руси, «русского мира».

Международное положение и авторитет страны достигается восстановлением и упрочением ее государственной воли, экономического, военного и духовно-культурного суверенитета, а также достойным качеством жизни всего населения и высоким уровнем развития культуры, науки, образования и на их основе научно- технологического прогресса как предпосылки национальной безопасности и устойчивого развития страны.

Институты воспитания, образования и воспроизводства духовной культуры должны учитывать многонациональный характер государства, опираться на традиции и достижения народов России на протяжении многих веков. Одновременно Россия должна быть естественным участником и одним из лидеров процесса глобализации. Участие в развитии глобализации не означает растворения в чуждых цивилизационных проектах.

4.2. Управление стратегией преображения

Детальная разработка и реализация Стратегии (комплекса стратегий) требует последовательности скоординированных действий в масштабах всей страны. Управление необходимо осуществлять целенаправленно и согласованно, опираясь на распределенную сетевую структуру. Условно его можно назвать Национальным центром Преображения России (НЦПР). Без такого координационного центра опять будут проводиться, как и прежде, дорогостоящие разрозненные мероприятия по модернизации отдельных отраслей и проведению внешне амбициозных проектов при отсутствии комплексного решения социально-экономических проблем страны.

Стратегия должна осуществляться поэтапно. Для каждого этапа должны быть определены: тактика преобразований, направление преобразований, действующие силы для проведения конкретных преобразований и потребные для этого ресурсы. Эффективность процесса преобразований будет зависеть от готовности участвовать в нем достаточно мощных движущих сил, от их желаний, мотиваций и ответственности, активности и согласованности их действий.

Без согласия в обществе (достигнутого всеми возможными способами, кроме насильственных) попытки проведения в стране любых преобразований, реформ и модернизаций обречены или на полный провал, или на вялотекущие трансформации, которые не приводят к задуманному результату и увеличивают недовольство населения.

По завершении каждого этапа должна оцениваться достигнутая в результате проведенных преобразований интегральная мощь России. Ее рост - обязательный критерий оценки успеха.

Основой стратегического целеполагания должна быть бескомпромиссная установка на рост человеческого потенциала, остановку духовного опустошения людей, их нравственного разрушения и моральной деградации и на этой основе борьба за сбережение и рост народонаселения России за счёт повышения рождаемости и снижения рисков неестественных и преждевременных потерь человеческих жизней от неблагоприятных событий и процессов.

Управление преображающим развитием страны следует организовывать таким образом, чтобы численность населения страны и ВВП возрастали, а сами риски были меньше, чем прирост численности населения и ВВП. При этом затраты на продление продолжительности жизни на 1 год в России в 5-6 раз ниже, чем в Европе и США.

В первую очередь, должна быть проявлена забота об образовании и детях. Важнейшую роль в жизни человека, общества и государства имеют востребованность и занятость созидательным трудом, обеспечение людей питанием, жильём, здравоохранением, энергией, транспортом, коммуникациями. Достичь всего этого можно за счет существенного роста государственных заказов сектору реальной экономики.

Решающее значение в развитии России, особенно, в период до 2020 г. будут иметь:

•новая семейная политика;

•обеспечение трудоспособного населения страны работой, новыми высококачественными рабочими местами;

•обеспечение преимущественно отечественными, экологически чистыми продуктами питания;

•обеспечение доступным благоустроенным жильём вне пределов города за счёт малоэтажного строительства с непосредственным участием нуждающихся в строительстве собственного жилья;

•обеспечение населения важнейшими эффективными доступными и простыми средствами первой медицинской помощи.

4.3. Новая семейная политика

Усиление автономности семейного института возможно при усилении посреднической роли семьи во взаимодействии личности и общества. Особую роль должно сыграть возвращение институту семьи экономико-производственной и социально-защитной функций. Повышению престижа семьи среди подрастающих поколений может способствовать переориентация всех экономических калькуляций с индивидуального работника на семью как целостность.

Для повышения престижа семейно-многодетного стиля жизни среди подрастающих поколений будет иметь значение введение для матерей с пятью и более детьми профессионального материнства (по средней оплате труда воспитателя детсада и учителя школы), когда такая семья приравнивается к мини-детсаду и к школе на дому, где мать выполняет комплекс функций по уходу за детьми, их воспитанию и образованию.

Одновременно стаж профматеринства, так же как и материнство тех женщин, которые заняты во внесемейном наемном труде, должен стать основой для исчисления материнской пенсии в зависимости от числа рожденных и выращенных детей.

Совместная деятельность родителей и детей в циклах воспитания и образования нуждается в дополнении — в совместном труде на дому. В связи с этим законы о детском труде вне семьи (в системе наемного труда) не должны препятствовать совместному труду родителей и детей внутри семьи, в семейном домохозяйстве. Следует продумать возможности для подобного совместного труда в городских и сельских условиях. При этом компьютеризация производства должна охватить и семейное производство — через сеть Интернет возможно выполнение множества видов работ на дому по специальным договорам, в которых могла бы оговариваться возможность участия подростков. Помимо указанных выше экономических форм усиления семейного авторитета могут широко использоваться и формы социального поощрения семейности через средства массовой информации. Прямая пропаганда среднедетной модели семьи и преимуществ воспитания в семьях, где имеются братья и сестры, также не должна игнорироваться.

4.4. Приоритеты социального развития

Основные показатели духовного и социального развития страны до 2030 года предполагают:

- достижение 100% уровня обязательного всеобщего среднего образования по сравнению с текущим уровнем в 85 %;

- обеспечение 100% доступности всеобщего высшего бесплатного образования по сравнению с нынешними 45%;

- полную ликвидацию детской беспризорности, охватывающей сегодня 1,4% всех детей;

- снижение детского сиротства с 0,5 до 0,01% всех детей;

- полную доступность инфраструктуры духовного и культурного развития для детей (в настоящее время — 15%);

- обеспечение доступности для всех слоев населения организаций культуры: библиотек, музеев, театров.

4.5. Приоритеты экономического развития

Основные достижимые к 2030 году показатели экономического развития предполагают:

- повышение занятости созидательным трудом в реальных секторах экономики до 75 % по сравнению с 52% сегодня;

- снижение явной и скрытой безработицы до 0,5% по сравнению с текущим уровнем в 8,5%;

- сокращение уровня дифференциации доходов с 16,5 раза до 6 раз;

- сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 21 до 5–10% при условии роста самого минимума;

- повышение уровня оплаты труда в важнейших сферах жизнедеятельности (образование, здравоохранение, строительство, национальная оборона);

- повышение уровня обеспечения продуктами питания до 100% по нормам жизнеобеспечения по сравнению с 69% в настоящее время;

- повышение доли отечественных продуктов питания до 94% по сравнению с 68% в настоящее время;

- доведение обеспеченности жильем до 40 м2 на человека в сравнении с 22,8 м2.в настоящее время;

- увеличение обеспеченности населения энергией в 1,4 раза по сравнению с текущим уровнем;

- обеспечение комплексного благоустройства жилого фонда до уровня 85%;

4.6. Приоритеты научно-технологического развития

Для обеспечения устойчивого развития в научно-технологической сфере следует стимулировать раз работку и применение:

- инновационных технологий V-VI укладов для модернизации и трансформации традиционных технологий;

- прорывных технологий новых поколений VI уклада, создающих принципиально новые направления в жизнеобеспечении.

Технологический прогресс должен быть ориентирован на:

- создание новых жилищных условий с использованием отечественных строительных материалов (экологически чистых дерева, стекла и металла), отечественного и мирового опыта строительства в условиях сурового климата, повышенной сейсмической опасности, вечной мерзлоты (с учетом глобального изменения климатических условий); новых комплексных агропромышленных поселений;

- создание миллионов рабочих мест для граждан страны;

- обеспечение продовольственной безопасности и нормативно обоснованного питания большинства населения экологически чистыми, традиционными отечественными продуктами с государственной поддержкой производства, переработки и хранения при резком повышении на 25 – 30% занятости населения и на 65–85% — импортозамещения;

- резкое (на 70 – 75%) улучшение массового (до 80 – 90%) медицинского обслуживания, особенно в сельской и труднодоступной местности, с применением отечественных медикаментов и медицинского оборудования в большинстве больниц, поликлиник, родильных домов и медицинских пунктов первой и неотложной помощи.

Эти меры способны резко повысить мотивацию труда, снизить безработицу, обеспечить продление жизни и увеличить рождаемость, в 2 – 3 раза снизить риски неестественной и преждевременной смертности.

Прорывные технологии VI уклада будут создавать перспективы устойчивого развития в 2020 – 2050 годах. Однако многие стратегические риски в перспективе только возрастают — кибертерроризм, нарушение генных кодов, снижение иммунитета, загрязнение окружающей среды новыми физическими полями и химическими веществами, снижение уровня национальных культур и идентичности и др. Необходимо вести тщательный анализ перспектив развития таких технологий и связанных с ними рисков по переходу из реального в виртуальное пространство, нанотехнологическому изменению живых организмов, модификации психофизиологического состояния человека, уничтожению биоразнообразия и разнообразия культур, глобальному раз рушению информационных и управляющих систем.

Традиционно отраслями инновационного прорыва в России являлись космос и атомная энергетика. Необходимо не только сохранить приоритеты России в этих областях, но и наращивать их потенциал.

Новыми прорывными областями для инновационных проектов должны стать альтернативные источники энергии, создание новых революционных материалов на основе нанотехнологий.

Базовым элементом инновационного прорыва является развитие новых информационных технологий. При этом особое внимание должно быть уделено повышению информационной безопасности России за счет реализации национальных и международных программ, подобных проекту ГЛОНАСС.

Следует оценить потенциал воссоздания научных и индустриальных школ там, где отставание от передовых стран не очень велико. До недавнего времени Россия и Украина на ряду с США и Европейским союзом владели полным циклом создания широкофюзеляжных транспортных и пассажирских самолетов. Утеря возможностей в этой передовой области была бы колоссальной ошибкой.

Первоочередной научной задачей для России становится преодоление разрыва с передовыми странами в области робототехники. В условиях ограниченных человеческих ресурсов широкое внедрение промышленных роботов должно обеспечить качественный скачок в развитии высокотехнологичных производств.

Важнейшее значение развитие робототехники имеет для постановки на вооружение новых передовых систем оружия, которые могли бы управляться операторами, находящимися на значительном удалении от зон непосредственных боевых действий. Разработка и внедрение подобных систем существенно снизили бы человеческие потери в локальных конфликтах и многократно повысили бы мобилизационные возможности в случае крупномасштабной военной агрессии против России.

4.7. Военная стратегия России

Официальное окончание противостояния Запад — Восток не только не привело к разрешению множества кризисных ситуаций, но и породило новые, в том числе крупные региональные конфликты (войны в Персидском заливе, Югославии, Афганистане, революции в арабском мире).

Формальное окончание холодной войны не только не остановило гонку вооружений, но, напротив, подстегнуло техническое совершенствование вооруженных сил и рост военных расходов ведущих государств мира, по-прежнему рассматривающих военную силу в качестве ключевого элемента национальной безопасности и эффективного средства достижения политических целей.

Прогноз развития обстановки в основных регионах мира, а также анализ направленности строительства вооруженных сил ведущих мировых государств свидетельствуют о том, что угроза прямой военной агрессии против России в период до 2015 года маловероятна, однако впоследствии потенциальные угрозы национальной безопасности России могут существенно возрасти.

В то же время анализ обстановки по периметру границ России показывает, что конфликтные и кризисные ситуации существуют и могут возникать практически на всем протяжении ее сухопутных границ.

Поскольку военная мощь будет обеспечивать действенность экономической политики высокоразвитых государств, военные угрозы интересам национальной безопасности РФ не могут рассматриваться в отрыве от более широкого контекста угроз в экономической, информационной и других сферах. В частности, США выработали новый «воспроизводственный» цикл военно-политического лидерства. Военное устрашение применяется в сочетании с методами экономического и дипломатического давления, вплоть до реализации стратегии управляемых конфликтов, призванных корректировать систему принятия решений других стран в нужную сторону для облегчения изъятия из них не обходимых ресурсов.

На этом фоне побудительные мотивы некоторых региональных государств к обладанию ядерным оружием могут существенно возрасти, поскольку только наличие ядерного оружия, по их мнению, будет обеспечивать стране, обладающей им, некоторый пороговый уровень политического влияния и «стратегической неприкосновенности».

В долгосрочной перспективе угрозы военной безопасности России будут иметь системный характер. Их будет определять совокупность одновременно действующих негативных факторов, которыми являются: укрепление и расширение НАТО, появление в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и военных контингентов, распространение оружия массового поражения и средств его доставки, поддержка США и другими государствами центробежных тенденций в СНГ, возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы РФ, территориальные притязания к РФ, деятельность сепаратистских и террористических организаций и др.

Все большее значение приобретают нетрадиционные угрозы, к числу которых относятся проблемы незаконного распространения технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения, расширение масштабов международного терроризма и организованной преступности, наркобизнес, экологические и техногенные катастрофы, практическое применение новых форм биотерроризма, образование тотальных миграционных потоков беженцев в связи с глобальными климатическими катастрофами. Вооруженные силы России требуют кардинальной технологической, организационной и кадровой перестройки, которую следует проводить в сокращенные сроки и даже на время не ослабить боеспособность армии и национальную безопасность.

Россия в настоящее время практически не располагает возможностями по проецированию своей военной мощи в глобальном масштабе. Наиболее вероятной конфликт ной основой для военного противоборства с НАТО и США может явиться столкновение жизненно важных интересов России и Североатлантического блока в поясе ближнего зарубежья либо попытки США и НАТО распространить свою зону ответственности непосредственно на территорию России.

В целом основным условием нейтрализации глобальных угроз в военной сфере будет являться гармоничное развитие ВС с опорой на поддержание эффективности стратегических ядерных сил.

Рост терроризма, с которым происходит постоянное столкновение в настоящее время, требует особой организации вооруженных сил и систем безопасности государства и граждан. Это подразумевает другой организационный уровень всех систем безопасности, для которого характерна сетевая среда, базирующаяся на совершенно новых прин ципах. Сетевая среда построена и активно функционирует в виде системы множественных «горизонтальных» связей, где гибкие структуры выступают как динамичный субъект, производящий чрезвычайно эффективные действия.

4.8. Парирование чрезвычайных ситуаций

Обстановка для реализации стратегических планов может существенно и резко измениться за счет непредвиденных, не учтенных или специально организованных быстроразвивающихся опасных процессов планетарного, глобального, национального, регионального, местного, объектового и локального масштаба. Речь идет о возможности таких событий, как война, падение крупных космических объектов, планетарные экологические катастрофы, вооруженные и межнациональные конфликты, землетрясения, цунами и другие социальные, природные и техногенные потрясения разной интенсивности.

Для снижения рисков и ущерба от наступления чрезвычайных событий следует не только осуществлять специальные экономические затраты (до 570 млрд руб. ежегодно с увеличением до 2 трлн руб. в 2030 году), но и повышать готовность общества к жизнедеятельности в экстремальных условиях.

5. Возможности преображающего развития России

Главные возможности преображающего развития страны связаны с опорой на исторический опыт, духовно-нравственный, интеллектуальный и природный, а также валютно-финансовый и социальный потенциалы и интеграционные ресурсы.

5.1. Исторический опыт

Наша родина — Киевская Русь, Московское царство, Российская империя, СССР, Российская Федерация — в своей истории проходила через зоны чрезвычайно высоких стратегических рисков: нашествие ливонцев, тевтонцев, шведов, ордынское иго, Смутное время, Отечественная война 1812 года, Первая и Вторая мировые войны, две революции и одна контрреволюция, тяжелые переходы «капитализм — социализм — капитализм», потеря и обретение огромных жизненных пространств, развал империи и достижение уровня супердержавы, индустриализация и деиндустриализация, всеобщая государственная и преимущественно частная собственность на землю и средства производства, плановая и почти бесплановая экономика, уход от сохи к атомной бомбе и энергетике, в космос и возвращение к сохе, достижение всеобщей грамотности и занятости в середине ХХ века и появление больших масс безграмотных и безработных в начале XXI века, высочайший уровень народного патриотизма в Великой Отечественной войне и неверие в собственные силы через полвека. Таким героическим и трагическим опытом не обладает ни одна страна и ни один народ в мире.

Важнейший ресурс Руси и России — трагическое, сверх мерное напряжение многих поколений людей, которое должно было перекрыть пропасть между потребностью государства в выживании и возможностями, которые дала природа: климат, пространство.

Непрерывно защищаясь от угроз с Запада и Юга, страна сформировала и политическую традицию, при которой скудные ресурсы распределялись не стихийным согласованием между собственниками, а высшим руководством с применением мобилизационных технологий.

Уроки из бесценного исторического опыта включают следующие выводы, на которые в первую очередь необходимо ориентироваться при реализации стратегии преображения России:

- для снижения стратегических рисков обязанности любого человека важнее его прав или имеют такое же значение, как и права;

- в чрезвычайных ситуациях, в условиях резкого возрастания рисков государство и общество должны быть готовы к мобилизационному режиму деятельности;

- для устойчивого развития по критериям стратегических рисков государственное планирование, регулирование и управление в реальной экономике и жизнеобеспечении важнее управления финансовыми потоками и макроэкономическими показателями;

- на первых этапах развития страны производство основных средств жизнеобеспечения собственного народа важнее поставок на международный рынок высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции;

- для успешного развития в условиях высоких стратегических рисков государственная власть должна опираться на народное большинство.

Продолжение в следующем номере

Продолжение следует

http://www.vryazan.ru/archive/157/2368/

Ответить

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Вы можете использовать в тексте теги BBCode.

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.