ОСНОВА – ТРЕЗВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
(Трезвенное воспитание как основа психолого-педагогической профилактики наркотизма в досоветский период отечественной истории)
доклад к Всероссийской конференции: Церковь против наркомании
Аникин С.С., кандидат педагогических наук, доцент, г.Красноярск
«Создателю во славу,
родителям на утешение,
Церкви и Отечеству на пользу»
Из молитвы перед учением
Древняя Русь отличалась трезвостью
«Будущее принадлежит трезвым нациям!», – эти слова были начертаны на школьных тетрадях российских школьников сто лет тому назад. Сегодня, на них красуются призывы иного разлива, а в Ярославской области, как показало на всю страну телевидение, об-ложки используются для откровенной пропаганды спиртного. Стыд и позор нам, взрослым людям, не сумевшим уберечь подрастающее поколение от проявлений наркотизма!
Но, услышал Бог вопли и стенания миллионов российских женщин! Дошли до Господа молитвы батюшек Русской Православной Церкви! Вновь, как и сто лет назад со всех концов России собрались народные представители, чтобы поднять на щит государственный Трезвость, объявить: «ТОЛЬКО ТРЕЗВАЯ РОССИЯ БУДЕТ ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВОЙ!»
В НИИ физиологии детей и подростков Академии педагогических наук РФ были проведены исследования, которые убедительно показали, что лишь трезвенные обычаи и традиции, сформированные в процессе трезвенного воспитания, могут противостоять наркотизации детей и молодежи. Другими словами, альтернативой наркотизму может быть только трезвость.
Издревле русский народ слово «трезвость» понимал как духовно-нравственное самосовершенствование. «Трезвение», «трезвенность», «трезвенничество», «трезвление», – это не просто слова, но отражение духовных состояний, в которых пребывает человек, стремящийся к Вечной Жизни. Можно сказать, что это вехи жизненного пути христианина.
Социологические исследования показали, что более 80% россиян считают себя православными христианами, а это значит, что для них обозначенная траектория столь же актуальна, как и для их предков. А если это так, то им всем предстоит пройти по дороге трезвения, которая, как любой путь, начинается с первого шага – личного отказа от употребления психоактивных веществ, ибо известно, что «пьяницы Царствия Божьего не наследуют».
Исследователи считают, что трезвенное воспитание зародилось в середине XIX века. Предположение основывается на том, что в это время российская интеллигенция начинает с увлечением читать книжки антиалкогольного содержания, в том числе докторскую диссертацию И.М.Сеченова, посвященную физиологии алкогольного опьянения, и слушать антиалкогольные речи протестантских миссионеров и либеральных смутьянов, выступающих против самодержавия.
Мы ставим под сомнение эту систему координат, так как считаем, что трезвенное воспитание на Руси берет свое начало, по крайней мере, со времен князя Владимира, крестителя славян, которому лож-но приписывают слова, что «питие на Руси веселье есть». Это откровенная ложь, призванная опорочить русский народ и его историю! Как пишет исследователь православной церкви А.В.Карташев: «Св. Владимир, когда вводил на Руси христианство, то вместе с переменой веры более всего заботился о превращении своего народа в просвещенную, культурную и блестящую нацию по подобию Византии».
Историк Н.М.Карамзин отмечал, что древнерусские князья отли-чались трезвостью. Исследователи древнерусской культуры и лите-ратуры С.В.Веселовский Л.Н.Гумилев, Д.М.Балашов, Д.С.Лихачев и др, показывают, что на эти годы приходится расцвет древнерусской культуры, живописи и литературы.
В XVI в. посол литовский Михалон Литвин обличал своих литовских единоверцев в беспробудном пьянстве и восторгался трезвостью московитов, обращая внимание, что благодаря этому в стране окрепла экономика, расширились границы, развились разного рода ремесла и искусства, появилась боеспособная армия.
Писатель В.В.Похлебкин, изучая историю водки, не находит в русских летописях в течение 250 лет, вплоть до XVII века, упоминаний о пьянстве русского народа. Он же замечает, что «по сравнению со своими ближайшими соседями на Западе – Данией, Швецией, Литвой, Польшей, Новгородской республикой, Тевтонским орденом и Ливонией – Московское государство в области экономики, организации и развитии сельского хозяйства и в деле общего развития производительных сил занимало более передовое положение. И притом опережало, например, Швецию в этом отношении примерно на 80-100 лет».
Тот же автор отмечает разительные перемены, которые произошли с государством после появления водки в России, уже через 100 лет (XVIII в.) народ был гол и нищ, а страна разорена. Справедливости ради, следует сказать, что это произошло, когда иноземцы на долгие десятилетия были приближены к царскому дворцу и, по сути, управляли государством. Им были предоставлены широкие полномочия и льготы по торговле спиртным и табаком, от чего они имели более 100% прибыли. С момента появления водки в России начинается нравственное разложение народа, поэтому трезвый образ жизни становится для русских людей особой категорией, трезвость выделяется в ценностное образование, приобретает значимое качество, которое отстаивает и народ, и Церковь.
Первые общества трезвости
Если понимать трезвость в духе абстиненции, как воздержание от употребления спиртного, тогда можно считать, что период конца XIX в. – начала ХХ в. стал началом антиалкогольного воспитания в России. В этом процессе начинают принимать широкое участие общественность и государство.
В 1893 году в Финляндии, которая в то время была частью Российской империи, возникли самостоятельные трезвеннические организации под общим названием «Союз надежды». Дети в этом союзе состояли до 15-ти летнего возраста, а затем могли вступить в общества трезвости взрослых.
В Петербурге, Москве и других российских городах, по примеру англичан и бельгийцев, были образованы общества «Друзья трезвости», «Трезвость студентов». В 1910 г. в Москве был учрежден Кружок деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом, который возник по инициативе председателя, профессора Московского Университета доктора медицинских наук А.А. Корнилова. Между российскими трезвенниками и их зарубежными коллегами был налажен обмен опытом, частыми гостями были трезвенники из Швеции, где, надо сказать, до сих пор живут трезвые люди и при каждой организации существуют общества трезвости по типу профессиональной принадлежности: «трезвые учителя», «трезвые машинисты», «трезвые водители». Более того, правительство этой стране на три четверти состоит из трезвенников. Можно предположить, что причиной социального благоденствия шведов является неуклонный курс государства на отрезвление, который осуществляется в течение последних 150 лет.
В разных столичных и провинциальных учебных заведениях также начали учреждаться Кружки и Союзы трезвости, членами которых становились как педагоги, так и учащиеся. Вскоре, были организованы периодические антиалкогольные курсы для учителей низших и средних школ, в чем, наряду с общественными организациями, деятельное участие приняло и Правительство. Подобные курсы были открыты «Обществом охранения народного здравия», «Московским кружком деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом», Духовным Ведомством, а также Министерствами Народного Просвещения и Путей Сообщения – последним для педагогического персонала железнодорожных начальных народных училищ. Все проводимые мероприятия имели своей целью воспитать в детях осознание вреда, причиняемого человеку пьянством.
Из всех обществ трезвости, наиболее влиятельным был Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников (ВТСХТ, Союз), основанный в 1911 г. в Петербурге. Инициаторами его создания выступили высокооплачиваемые работники умственного труда из 34 чело-век. Председателем Союза был потомственный дворянин Борис Ильич Гладков, товарищем председателя – врач Пажеского корпуса (привилегированного военно-учебного заведения), доктор медицины, коллежский советник Александр Идельфонсович Вержбицкий. По-кровителем ВТСХТ был двоюродный дядя царя Николая II, президент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук и генерал-инспектор военно-учебных заведений, Романов Константин Константинович.
Благодаря финансовой поддержке со стороны государства и спонсорской поддержке предпринимательства, общества трезвости открывали библиотеки и школы, читали лекции, разрабатывали методики уроков трезвости, выпускали книги, газеты, открывали музеи, театры. Трезвенническая работа проходила повсюду: в школах, государственных учебных заведениях, в медицинских пансионатах, в церквях, чайных и т.д. Антиалкогольная работа охватывала как школьников, так и учителей, и родителей и проходила в форме бесед, лекций, вечеров, праздников… Мероприятия включали активную пропаганду трезвого здорового образа жизни.
Всего в период с 1903 по 1917 год в России выходило 56 антиалкогольных периодических изданий. Основная часть из них берет свое начало на рубеже ХIХ - ХХ вв. «Трезвость», «Праздник трезвости», «Друг трезвости», «Листок трезвости», «Народная трезвость», «Отрезвление», «Сеятель трезвости», «Сила трезвости», «Трезвая жизнь», «Трезвость и бережливость», «Трезвые всходы», «Царицынский трезвенник», «Заря трезвости», многие из которых издавались православным священством. В период с 1910-1913 гг. обществами трезвости и благотворительными организациями были изданы в Москве, Петербурге, Архангельске, Риге 18 наименований отечественных и зарубежных учебников, учебных пособий, хрестоматий по науке трезвости (алкоголеведению) для начальной и средней школы. В этом вопросе российские трезвенники ориентировалась на успехи международного трезвеннического движения, которое выпускало более чем сто периодических изданий, на 10 европейских языках.
Школа в борьбе с пьянством
Инициатива привлечь школу на борьбу с пьянством, по словам священника Иоанна Пьянкова (1913), принадлежит А.И.Вержбицкому. Ученый в декабре 1909 года в Санкт-Петербургском Педагогическом музее военно-учебных заведений и в январе 1911 года на Съезде по борьбе с пьянством прочитал доклад «Об участии школы в борьбе с алкоголизмом и об организации школьных обществ воздержания «Заря». После чего, Попечитель Петербургского учебного округа разрешил организацию этих обществ при средних учебных заведениях.
В связи с образовательными реформами начала ХХ в. часто звучал вопрос: «Каким высшим целям должна служить школа?». В основ-ном русские педагоги были единодушны:
- Ф. Ганзберг (Основные идеи современной педагогики / Русская школа, 1914, № 3, с. 113) писал: «В школе ребенок должен научиться говорить и жить с себе подобными и со взрослыми, здесь же нужно заложить фундамент для развития добрых нравов и привычек. И сделать это тем необходимее, чем семья, как воспитатель все больше устраняется и от природы, и от мест труда человека»;
- Профессор Е. Будде (К университетскому вопросу / Русская школа, № 9, 1901.): «Школа поможет развитию самодеятельности, пытливости ума и сознательному нравственному отношению человека к себе, к людям, к Богу. Идя по этому пути дальше, человек, естественно, дорастает до желания: все приобретенное связать с высшей философской и религиозной точкой зрения»;
- Профессор И.А. Сикорский (О постановке преподавания и воспитания сообразно естественному ходу умственного развития / Русская школа, 1900. № 2, с.44): «Важнейшей задачей всякого рода школы должно быть всего более – воспитание человека. Сообщая воспитаннику специальные знания, развивая его технику, обогащая его ум, школа должна также воспитать силу воли и характер, возрастить чувство, насадить убеждения». Особую опасность почтенный профессор видел в умственной деградации, которую может нанести учебное заведение, недостаточно развив вышеназванные качества. Он пишет: «Примером умственной узости или односторонности развития может служить юноша, который считает современным Евангелием – учение Карла Маркса о капитале и который искренне убежден, что устройством человеческого хозяйства достигается высшее счастье на земле. Как будто бы за пределами политической экономии уже ничего не остается, и нет ничего возвышенного в мире! (там же)»;
- Старов (Старов. Школьные противоречия / Русская школа, №1, 1914, с.95) размышляя на эту тему писал: «В общих чертах идеал школы, несмотря на постоянную смену течений в обществе, очень устойчив, а изменяются, подправляются, выясняются только частности. Так как мы христиане, то школа наша должна быть христианскою: в христианстве и нужно искать главных основных черт школьного идеала. В христианстве прежде всего находим образ учителя-пастыря. Педагог, в идеале, должен быть «пастырем таким, за которым дети шли бы так покорно, как овцы. Если дети бояться воспитателя, бегут, скрываются от него, и на этом страхе все зиждется, он – не пастырь, а «чужой». Но какая цель пастыря, куда он поведет своих овец? Цель выражена словами молитвы перед учением: педагог заботиться, дабы дети «возросли Создателю во славу, родителям на утешение, Церкви и Отечеству на пользу». В приведенных словах вполне определенно указан очень возвышенный идеал, официально признанный уставом гимназий и прогимназий. Кто, безусловно, может быть полезен Отечеству? – Конечно, человек физически здоровый, нравственно воспитанный и просвещенный».
Школы Трезвости
Одним из первых кто понял всю бесперспективность борьбы с алкоголизмом на материалистических основах, был С.А. Рачинский, который после долгих лет интеллектуальных мытарств обратился к Православной Церкви, поняв, что только Бог дает человеку силы противостоять злу. Первые попытки превратить своих учеников в трезвых людей не увенчались успехом, так как воспитанники после окончания школы, вскоре начинали употреблять спиртное. Действенной мерой стало создание при школе православного общества трезвости, с обязательным посещением церкви. Вскоре не только дети, но и их родители вошли в это общество и приняли обет трезвости. Множество народа из окрестных населенных пунктов стали приезжать в Татево, чтобы вступить в ряды трезвенников. Вскоре вокруг Татево образовалось кольцо обществ трезвости, которое называли «Татевским Согласием трезвости». Сергей Александрович в письме, адресованном 21 декабря 1890 г. студентам IV курса Казанской Духовной академии, писал: «Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мной пошли тысячи».
Татевская школа А.С.Рачинского была принята российским образованием за образец трезвенного воспитания, а обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев приводил ее в пример право-славному священству. Благодаря статьям С.А.Рачинского, опубликованным в журнале «Церковные Ведомости», идеи трезвости стали известны среди широких слоев православного священства.
После смерти А.С.Рачинского, эстафету трезвенного воспитания подхватила Первая Российская Сергиевская школа трезвости, которая была организована 14 сентября 1905 г. при Троицко-Сергиевой пустыни (Балтийской железной дороге), иеромонахом Павлом (Горшковым). Большинство воспитанников и после окончания школы жили трезвясь. За свои труды о.Павел имел множество наград, в частности, две бронзовые медали из Италии и золотой с украшения-ми наперсный крест от духовных властей. Школа прекратила суще-ствование в 1917 г.
Во время немецкой оккупации о.Павел был настоятелем Псково-Печорского монастыря. В 1944 г. он был арестован и приговорен к 15 годам исправительных работ. Игумен Павел (Горшков) безвременно ушел из жизни 6 июля 1950 г. в 16 часов близ Тайшета, в Баинском отделении Сиблага МВД СССР. Похоронен отче в безымянной об-щей могиле. Вечная память, отче!
Всю свою жизнь о. Павел посвятил трезвенному воспитанию, на которое его благословил протоиерей Иоанн Кронштадтский, – молитвой, проповедью, ежедневными трудами утверждал он в народе трезвый образ жизни. Труды подвижника были замечены на самом высоком государственном уровне. На 10-й год своей деятельности, Сергиевская Школа Трезвости получила официальное признание в деле народного отрезвления в лице Государственной Думы, Государственного Совета и Царя.
Святой Царь-Мученик - Батюшка Николай II (Романов) считал: «Трезвость народа – надежная основа его мощи и благосостояния».
Трезвенническая деятельность в приходах
Помимо школ и учебных заведений оживает трезвенническая деятельность при церковных приходах. С 1889 г., после появления указа Святейшего Синода, напомнившего священнослужителям об указе Синода 1859 г. и обратившего их внимание на необходимость лично-го воздержания от вина и поддержке городских и сельских сословий, стремящихся к воздержанию, повсеместно начали организовываться братства трезвости. С 1909-10 учебного года, с введением в программу антиалкогольного курса, в духовных семинариях началась специальная подготовка кандидатов в священство к трезвенной пастырской службе. Представители духовенства приняли участие в Первом Всероссийском съезде по борьбе с алкоголизмом (Санкт-Петербург, декабрь 1909 – январь 1910 гг.).
В июне 1912 г. в городе Москве по инициативе Александро-Невского общества трезвости и Московского епархиального общества борьбы с народным пьянством с благословения Святейшего Синода был устроен Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на религиозно-нравственной основе. Почетным покровителем этого съезда был священномученик Владимир (Богоявленский; +1918), митрополит Московский и Коломенский, а впоследствии Киевский и Галицкий, а председателем – священномученик Арсений (Стадницкий; +1936), архиепископ Новгородский, впоследствии митрополит Ташкентский. На съезде были озвучены данные, показывающие, что в Российской империи насчитывалось уже около 2000 обществ трезвости, включая приходские, в деятельных членах которых было свыше полумиллиона человек, вставших на путь трезвой благочестивой жизни. Историк А.Л. Афанасьев из г.Томска показал, что более 90% трезвенников были членами право-славных обществах трезвости.
С 1912 г. в учебных заведениях по подготовке военных также был введено противоалкогольное образование, а с 1913 г. подобные кур-сы проводились в воинских частях, среди солдат и офицеров.
Из истории известны различные формы гражданского участия трезвенников, что также способствовало отрезвлению народных масс. Одними из первых, кто выступил за народное отрезвление со-граждан, был Союз Русского Народа, который заявил об этом на сво-ем съезде 29 декабря 1905 г. Тогда, в своем приветственном слове Государь Всея Руси Николай Александрович Романов обратился к своему верноподданному народу со словами: «Объединяйтесь, люди русские! Я рассчитываю на вас. Я верю, что с Божьей помощью Мне и Русскому народу удастся победить врагов России!».
Общероссийские съезды – за трезвость
С 29 декабря 1909 по 6 января 1910 гг. в Петербурге прошел 1-й Всероссийский съезд по борьбе с пьянством, на котором также поднимался вопрос о трезвенном воспитании масс. Следует отметить, что трезвенные идеи о полном запрете спиртного нашли свое отражение в работе Государственной Думы и Государственного Совета, где, начиная с 1911 г., шли дебаты о целесообразности ограничительных и запретительных мер против пьянства.
В начале 1913 г. в Петербурге был проведен I Всероссийский Съезд по семейному воспитанию, на котором были принята резолюция «О борьбе с алкоголизмом». В ней говорилось:
1. В виду неуклонно растущей алкоголизации населения, захватывающей все более и более в свои цепкие объятия и молодое поколение, неотложно необходимо живое, горячее, энергичное участие семьи в борьбе с ведущим к вырождению алкоголизмом. Для этого прежде всего должно, чтобы все, имеющие то или иное отношение к воспитанию юного поколения, были вполне осведомлены о всеобъемлющей тлетворной роли алкоголя, как тормоза прогресса во всех областях народной жизни. В основу борьбы с алкоголизмом, согласно современным научным данным, должно положить принцип полного воздержания от спиртных напитков, как в виду установившихся диких питейных обычаев, так и алкогольных предрассудков. Успех в борьбе с алкоголизмом, как показал уже опыт наиболее культурных стран, может быть обеспечен лишь тогда, когда центр ее будет перенесен с последствий отравления на предупреждение зла, когда главнейшее внимание будет сосредоточено на воспитании юных, подрастающих поколений в духе полного воздержания от каких бы то ни было спиртных напитков.
2. I-й Всероссийский Съезд по семейному воспитанию признает желательным:
1) распространять идею, что особенно важное значение для борьбы с алкоголизмом в семьях имеет женщина, которая может вступать во все ассоциации для борьбы с этим злом, что облегчается уставами обществ, разрешающими открытие филиальных отделений в провинции;
2) поручить Исполнительной Комиссии войти в сношение с педагогическими и родительскими организациями с предложением о вы-работке проектов борьбы с алкоголизмом в семьях».
В декабре 1913 – январе 1914 гг. на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования, в котором приняло участие 6882 человека, из которых 163 были представители периодической печати, также была принята резолюция по вопросу «О борьбе с алкоголизмом». В ней говорилось: «Признавая все растущее и растущее в Рос-сии употребление спиртных напитков одним из губительных врагов народного просвещения, подрывающих духовные силы народа, уничтожающих результаты просвещения народа, Съезд обращает самое глубокое внимание русского учительства на необходимость одушевленной, систематической, планомерной борьбы народного учителя и школы с народным алкоголизмом. Борьба эта может вестись школою и учителем путем общей просветительной работы, путем организации истинно-разумных и здоровых развлечений и путем социального антиалкогольного просвещения народа и его детей.
Принимая во внимание определяющее** значение в развитии и распространении алкоголизма неведения об алкоголе, алкогольных предрассудков, питейных обычаев и самообмана в подъеме сил от алкоголя, – Съезд считает необходимым, чтобы воспитанники всех учебных заведений, подготавливающих к учительской деятельности, были достаточно ознакомлены с алкогольным вопросом, социально-гигиеническим и вообще противокультурным значением алкоголизма и мерами борьбы с ним. В виду неотложной потребности, необходима теперь же организация особых временных курсов для подготовки учителя в этом отношении.
Во всех учебных заведениях до народной школы включительно, – необходимо противоалкогольное обучение.
Для выполнения культурной задачи борьбы с алкоголизмом, необходима дружная совместная работа школы с семьей, при содействии общественных сил и государства».
Фактически сразу по окончании I Всероссийского съезда по вопросам народного образования, 10 января 1914 года, было обнародовано правительственное распоряжение № 1397: «О введении преподавания гигиены (и сведений о вреде алкоголизма) в учительских институтах, семинариях и др. учреждениях, подготавливающих учите-лей», в котором говорилось: «Признавая важное значение сообщения учащимся сведений по гигиене вообще и в частности о вредном влиянии на организм человека злоупотребления спиртными напитками, Министерство Народного Просвещения, в целях как охраны здоровья самих учащихся, так и распространения через последних полезных понятий в обществе, в подтверждение и дополнение циркуляра от 20 марта 1906 г., за № 6854, предлагает гг. попечителям озаботиться введением преподавания гигиены в таких учительских институтах, учительских семинариях и других учреждениях, подготавливающих учителей, где таковое еще не введено и где это пред-ставится возможным по состоянию специальных средств учебного заведения. Преподаванию гигиены с сообщением сведений о вреде алкоголя должен быть отведен один час в неделю в течение года, в одном из старших классов, и таковое может быть поручено или школьному врачу или врачу, приглашенному отдельно для этой цели, с уплатой вознаграждения из специальных средств учебного заведения в размере, устанавливаемом в каждом отдельном случае по соглашению с лицом, которому будут поручены занятия по указанному предмету. При учебных заведениях желательно иметь модели, таблицы и др. пособия для чтений об алкоголизме.
В дополнение к циркуляру от 22 сентября 1906 года, за № 19856, при сем препровождается примерная программа для сообщения сведений об алкоголизме.
Программа для сообщения сведений о вреде алкоголизма:
Что такое алкоголь. Способ его получения и его свойства. – Применение в практической жизни и технике. – Значение алкоголя, как пищевого вещества. – Общее действие алкоголя на организм. – Действие алкоголя на отдельные органы – печень, почки, сердце, нервную систему и пр. – Что такое алкоголизм, формы его проявления. – Влияние алкоголизма на заболеваемость и смертность вообще, от чахотки, нервных и душевных болезней и пр. – в частности. – Влияние употребления спиртных напитков на работоспособность и вы-рождение, на число несчастных случаев и самоубийств. – Последствия алкоголизма для семьи и общества (разорение, преступность и пр.). – Потребление спиртных напитков в разных государствах и меры борьбы с пьянством».
Врачи и Русское Общество охранения народного здравия рекомендуют
В 1915 г. с 9 по 11 мая в Москве при Обществе русских врачей в память Н.И. Пирогова, происходило совещание о борьбе с алкоголизмом, в котором приняло участие свыше 100 врачей, представите-лей городских и земских врачебно-санитарных организаций и общественных деятелей, было представлено 35 докладов. Председатель совещания Б.Ф. Вериго обозначил цель совещания. Она сводилась к подготовке необходимых средств, прежде всего, «путем распространения среди населения правильных взглядов на задачи «трезвого» движения в России, создать восприимчивую почву для осуществления программы maximum Совещания, преследующей своей конечной целью полное прекращение употребления спиртных напитков».
Совещание вынесло резолюции по всем вопросам, затронутым докладчиками, которые сводятся к следующим положениям:
• Алкоголь должен быть отнесен по своим действиям к вредным веществам. Малые дозы алкоголя, сами по себе способны вы-звать увеличение различных проявлений ослабленной психики: понижение трудоспособности, самоубийств и т.д. и могут при-вести к моральному вырождению;
• Массовый алкоголизм должен быть приравнен к социальному злу, почему в борьбе с ним необходимы самые решительные меры;
• Государство обязано запретить свободную продажу алкоголя так, как оно запрещает продажу всех ядов, к числу которых принадлежит и алкоголь;
• Запрещены должны быть не только напитки, производимые в России, но и ввоз иностранных;
• Признать, что те врачи, которые приписывают алкоголь, не как лекарство, а для употребления внутрь, нарушают свой профессиональный долг;
• Признать необходимым введение в курс университетских наук алкоголеведения;
• Для борьбы с детским алкоголизмом школа должна среди детей и родителей распространять правильные сведения об алкоголизме;
• В целях укрепления в населении начал трезвой жизни признано необходимым поднять культурный уровень народных масс при посредстве широкой организации библиотек и читален, различных народных развлечений, реформы школы на основаниях свободного развития личности ребенка и юноши и их самоопределения, а также устранения существующих стеснений в области внешкольного образования;
• Продуктивная борьба с алкоголизмом может быть успешной только при условии активного участия в ней самого населения, для чего является необходимым ввести мелкую земскую единицу;
• Для борьбы с алкоголизмом не достаточно одних запретительных мер. Необходимо создание таких правовых условий общественной жизни, при которых возможна широкая самодеятельность трудящихся масс.
Кроме того, Совещание признало необходимым созвать через Пироговское общество противоалкогольный съезд».
7-12 июня 1915 г. в Харькове прошел первый в России съезд, включивший в свою программу все вопросы внешкольного образования. Количество участников превысило 350 человек. По окончанию работы съезда была принята резолюция, в которой даются рекомендации трезвенного воспитания и образования народа: запрещение продажи водки, а также предоставленное общественным (земским о городским) самоуправлениям право составлять обязательные постановления о запрещении продажи пива и виноградного вина на местах – должно быть сохранено не только на все времена войны, но и на-всегда. При этом съезд выражает настойчивое пожелание, чтобы в интересах скорейшего подъема народной культуры, все земские и городские самоуправления немедленно воспользовались правом, которое предоставлено им в настоящее время.
1. На ряду с мероприятиями, направленными к улучшению экономического, правового, культурного быта населения, на ряду с энергичным развитием мероприятий культурно-просветительного характера и разумных развлечений, на ряду с поднятием общего образования и просвещения народа, секция признает необходимой специальную противоалкогольную пропаганду, в смысле распространения сведений об истинных свойствах алкоголя и о губительном влиянии его на здоровье отдельного человека и общества даже при, так называемом, «умеренном» потреблении.
2. Этой цели могут способствовать противоалкогольные лекции, беседы, кинематографы, выставки, особенно подвижные, распространение в населении книг, брошюр, листков, картин и плакатов, посвященных противоалкогольной пропаганде.
3. Одними из органов этой противоалкогольной пропаганды и связанного с нею распространения санитарно-гигиенических знаний во-обще могут быть больничные кассы рабочих, объединяющие широкие массы рабочего населения.
4. В целях борьбы с алкоголизмом желательно устройство земскими и городскими общественными учреждениями столовых, чайных, закусочных и т.п., а равно оказание ими денежной помощи тем общественным организациям, которые пожелают открыть и содержать такого рода заведения».
В том же 1915 г. прошло совместное заседание и было принято обращение Общества врачей-трезвенников и Постоянной Комиссии по борьбе с алкоголизмом при Русском Обществе охранения народного здравия, которая, занимаясь вопросом об алкоголизме «во всей полноте в течение 17 лет», выработала ряд положений, благоприятных для отрезвления русского народа. (Введенский И.Н. Опыт при-нудительной трезвости. Новосибирск, «Книжица» , 1996)
Прежде всего, Комиссия констатировала, что алкоголь – вещество наркотическое, как в чистом виде, так и в различных разведениях (водка, пиво, вино и пр.). Поэтому, первый шаг к отрезвлению народа она видела в затруднении получения спиртного, т.е. введение повсеместно запретительных и ограничительных мер, в первую очередь, изъятие алкогольных изделий из производства и продажи (вне аптек). «Такая система радикального насаждения трезвости заключает в себе еще меньше отрицательных сторон, чем это ранее предполагалось, она вполне совпадает с желанием массы населения» (с.28).
Программа отрезвления помимо запретительных мер включала в себя ряд рекомендаций культурно-просветительного, экономического, образовательного и иного характера. В частности она предусматривала:
• Специальное противоалкогольное образование, школьное и внешкольное, как для широких кругов, так и в особенности для учащих (курсы, лекции, противоалкогольная литература, учебные пособия и пр.);
• Содействие организациям борьбы с нетрезвостью, а также всех организаций, которые преследуя цели просвещения, развлечения и отвлечения от пьянства, включает тем самым трезвость в свою программу (спортивные, певческие, обще- и специально-образовательные общества, народные дома и пр.) и, прежде все-го, активная деятельность органов самоуправления;
Особое внимание было уделено слабоалкогольным изделиям, в частности пиву, про которое сказано, что оно является ядовитым продуктом, при употреблении которого создаются предпосылки для пивного алкоголизма среди детей и женщин.
Праздник Трезвости
Особой формой трезвенного воспитания стал праздник Трезвости, который, как городское мероприятие был проведен в Москве 28-29 сентября 1911 г. и Петербурге 23-24 сентября 1912 г.
Всероссийский праздник Трезвости прошел 28-29 апреля (11-12 мая по новому стилю) 1913 г. в 56 губерниях Российской империи. В нем приняли участие церковные приходы из епархий: Акмолинской, Архангельской, Астраханской, Владимирской, Волынской, Воронежской, Вятской, Гродненской, Войско Донского, Забайкальской, Енисейской, Иркутской, Казанской, Калужской, Киевской, Ковенской, Костромской, Кубанской, Курляндской, Курской, Лифляндской, Люблинской, Минской, Могилевской, Нижегородской, Новгородской, Олонецкой, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Пермской, Полтавской, Приморской, Псковской, Рязанской, Самарской, Санкт-Петербургской, Саратовской, Семиреченской. Симбирской, Смолен-ской, Ставропольской, Сувалской, Тавричческой, Тамбовской, Тверской, Тобольской, Томской, Тульской, Тургайской, Уральской, Уфимской, Харьковской, Черниговской, Эстляндской, Ярославской. Часть из которых ныне находятся на территории не только России, но и Украины, Белоруссии, Казахстана, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Финляндии.
На местах Всероссийский праздник Трезвости организовывали 213 обществ трезвости: русских, эстонских, латышских, литовских, немецких. В нем приняли участие люди разных вероисповеданий: православные, протестанты, католики, мусульмане, а также светские деятели. В дни празднования трезвенники проводили различные воспитательные и просветительные мероприятия, направленные на развитие трезвенного мировоззрения сограждан. Это были лекции, про-поведи, беседы, театрализованные выступления, просмотр и чтение картинок (слайдов) с туманным фонарем, продажа цветов, раздача листовок и брошюр, сбор пожертвований. За праздничные дни было роздано 309 тыс. 109 значков «Голубь потопа» с надписью на масличном листке «трезвись» (напоминание о голубе, принесенном библейскому Ною весть о спасении на твердой земле), 223 тыс. значков с надписью «Трезвость – счастье народа», 350 тыс. листков. В сотнях тысяч школьных тетрадей на промокашках была помещена надпись: «Будущее принадлежит трезвым нациям».
Всероссийский праздник Трезвости проводился в России еще дважды: 7-8 апреля 1914 г., и в 1915 г. К сожалению, в виду неблагоприятных условия военного времени, в 1916 г. праздник не состоялся, а с 1917 г. в России начали отмечать совсем другие праздники.
Самую высшую оценку одобрения за трезвенное воспитание со-граждан трезвенники получили в начале 1913 г., когда на адресе, поднесенном царю российскими обществами трезвости, Николай II начертал: «Прочел с удовольствием и желаю всемерного распространения по всей Земле Русской трезвенного движения».
В современной России
В современной России вновь вызрели условия для оживления деятельности трезвеннических организаций и братств трезвости. Набирает обороты Всероссийское народное движение «Трезвая Россия» и «Трезвая Сибирь», активно действует Всероссийское Православное Иоанна-Предтеченское братство «Трезвение», не прекращает своей деятельности Международный Союз Борьбы за народную Трезвость, работает Международная независимая ассоциация трезвенников, создана Международная академия Трезвости.
Сегодня Россия и ее народы находятся в более сложных условиях, чем сто лет назад. Атмосфера наркотизма пронизывает российское общество: в 7-8 раз выше уровень потребления спиртного, чем сто лет назад; катастрофически растет количество малолетних курильщиков; увеличивается численность наркоманов-подростков; средства массовой информации инфотипизируют общественное сознание наркогенными установками и криминальными ценностями. На наш взгляд, в этих условиях необходимо:
1. Государству поддержать трезвенническое движение.
2. Начать на государственном уровне подготовку педагогов-трезвенников.
3. Ввести в учебных заведениях всех уровней трезвенное воспитание учащихся, которое бы включало в себя:
- научные знания о действии опьяняющих веществ на человека, семью, общество, государство;
- основы православной культуры;
- условия для формирования и закрепления на практике трезвенных обычаев и традиций.
4. Инициировать создание на всех предприятиях и при учебных заведениях детских и молодежных обществ, кружков трезвости, с целью объединения трезвых людей, в первую очередь детей, для сохранения и утверждения трезвости.
5. Способствовать созданию при церковных приходах братств трезвости.
6. Закрепить на законодательном уровне орган, который бы контролировал деятельность средств массовой информации и коммуникаций по предотвращению распространения инфотипов наркогенного содержания, считая это одним из главнейших приоритетов информационной безопасности государства.
7. Разработать положение, возобновить и ежегодно проводить, Всероссийский праздник Трезвости, как массовое всенародное мероприятие.
.......................................................................................................................
* Редакция извиняется перед читателями за применение слова «напитки» применительно к алкогольным изделиям без кавычек, так как в цитируемых текстах считает невозможным его «закавычивать».
** Здесь редакцией заменено слово «выдающееся», применяющееся, как правило, в положительном смысле и потому, на наш взгляд, в этом контексте неподходящее.
Уважаемые деятели образования, науки, культуры, врачи! Вдумайтесь, все эти меры к предотвращению распространения пьянства в народе предпринимались вашими вековыми предшественниками тогда, когда потребление алкоголя в России не превышало 4,7 литров абсолютного алкоголя на душу населения. Что же вы молчите, а зачастую и помогаете спаиванию народа сей-час, когда потребление алкоголя достигло 15, а по некоторым оценкам и 25 литров алкоголя на душу населения! Где ваша со-весть и гражданская ответственность!
Особое внимание на эту статью обращаем архиереев, священников и мирян Русской Православной Церкви – ведь именно к ним обращался автор на той конференции. А конференция, проведенная на столь высоком уровне, ничего практически не решила. До сих пор не опубликована в широких СМИ ее резолюция. Почему?
Редакция газеты «Соратник»