РОССИЙСКИЕ ТРЕЗВЕННИКИ
И СОБРИОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Не секрет, сегодня в России превалирует либеральный взгляд на наркотизм. Видимо, генеральная задача трезвенников на данном этапе – радикально изменить отношение россиян к этому явлению, для чего следует выбрать способ воздействия на массовое сознание. Ввиду того, что средства массовой информации и коммуникации временно не доступны, следует активно использовать просветительские меры, как-то, лекция, урок, беседа, обучающие семинары, конференции и т.д., опираясь на человеческий фактор педагогического, журналистского, управленческого звена государства. Важно среди этой категории сограждан расширять круг своих союзников, игнорируя образ возможного противника, всячески избегая публичного столкновения с идеологами наркотизма, без соответствующей к тому подготовки, дабы не расширять информационное пространство наркотизма. Тем более, недопустим поиск противников среди людей, считающих себя трезвенниками, либо твердо стоящих на позициях здорового образа жизни.
Как же отличить своего союзника и сторонника от мнимого или действительного противника?
Трезвенники и наркоманы отличаются друг от друга, в первую очередь, по своим морально-нравственным, этическим нормам, эстетическим вкусам, интеллектуальным ценностям. На наш взгляд, целесообразно за оценочный критерий принадлежности к той или иной общности признать отношение индивида к НДВ (алкоголю, табаку, наркотикам). Доктор исторических наук А.Н. Якушев пишет: «Если трезвость является социальной нормой, а в этом нет сомнения, то тогда пьянство следует считать социальной патологией». Уточним: пьянство является производной наркотизма и может развиться от употребления любого психоактивного препарата или… информационного брэнда. Вероятно людей, которые сознательно, или под влиянием обстоятельств, исключили из своей жизни опьяняющие вещества, можно отнести к трезвенникам.
Если задать вопрос: «Кто такие трезвенники?», то ответы на него могут быть разнообразными. Ряд исследователей полагают, что трезвенником можно назвать человека, который безразличен к спиртному и к процессу его приёма, он гордится тем, что по своей природе употребление алкоголя ему чуждо, человек этого не стесняется, т.к. знает истинную "цену" спиртному, алкогольному "благу". Такой трезвенник равнодушен к опьянению всей глубиной своих чувств и помыслов, не испытывает к нему никаких положительных переживаний, как, впрочем, и отрицательных. Но есть среди них те, у кого сильно развиты негативные чувства к алкоголю или другим наркотически действующим веществам (НДВ). В ряде случаев, наблюдается ненависть, связанная с ощущением пагубности его приема. Это может граничить с патологией. На наш взгляд, нетерпимость следует проявлять в отношении процесса алкоголизации или наркотизации населения, вести борьбу с идеологией наркотизма, но не с самим веществом. Хотя без сомнения, наркотики следует уничтожать и выкорчевывать, но в рамках существующего законодательства. Оно же меняется под давлением народных масс, выбирающих в законотворческие органы страны своих представителей.
Писатель И.В.Дроздов сообщает, что над словарем трезвенника работал Г.А.Шичко и приводит один из его вариантов. Укажем, что «словарь Шичко» или «азбуку Шичко» можно встретить в разной транскрипции. Так, практиковавший последователь ученого Ю.В. Морозов, осуществил в 2002 г. издание, обнаруженного им «Основного словаря трезвенника». Свой вариант предложили А. Абраменко, Е. Батраков, Е. Миронов, М. Мухамедшин и др. На первый взгляд, словари снимают ряд вопросов, упрощают задачу поиска понимания слова «трезвенник», но на самом деле усложняют ее, используя термин «трезвенник» в различных значениях. Так, по мнению автора словаря, «трезвенник – это человек, не имеющий питейной запрограммированности и совершенно не употребляющий спиртное». «Естественный трезвенник – трезвенник, не имеющий представления об алкогольных напитках и не интересующийся ими». «Благоразумный трезвенник – трезвенник, противоалкогольно запрограммированный на основе малого объема знаний по алкогольной проблеме» (там же, с.8). «Сознательный трезвенник – трезвенник, хорошо знающий алкогольную проблему и на основе этого осмысленно избравший безалкогольную жизнь». Если заглянуть в БСЭ (т.43, 1956 г., с.182), то можно узнать, что трезвенники – это сектанты, объявившиеся в России в конце 19 века. В словаре Г.А. Шичко показано, что «религиозные трезвенники – не располагают научными знаниями о наркотической проблеме, у них на основе мистических представлений сформировалась трезвенная запрограммированность, которая удерживает от употребления наркотиков. Религиозное трезвенное программирование производится просто: верующего, обычно в детстве, убеждают в греховности употребления наркотиков, в обязательности сурового наказания Богом за нарушение запрета.
Значительная часть населения Земли относится к религиозно запрограммированным трезвенникам, в том числе мусульманское население арабских стран, различные сектанты, баптисты, часть старообрядцев, чуриковцы и т.д. Интересно, что в ряде арабских стран, например в Египте, «сухой закон» отсутствует, однако мусульмане второе тысячелетие живут трезво». Нам кажется, что глоссарий следует дополнить термином «совестливый трезвенник», который будет показывать человека, который живет трезво, потому что жить по-другому ему совесть не позволяет. С его точки зрения, жить по-другому – это плохо, безнравственно, стыдно.
Кандидат исторических наук А.Л. Афанасьев, делая обобщение, показывает, что для большинства трезвенников достижение трезвости является не столько средством избавления от алкогольных бедствий, сколько результатом обретения сверхсмысла жизни. На его взгляд, человек выбирает трезвый образ жизни по ряду причин:
1) начинает верить в Бога (мусульмане, христиане – православные, католические общества трезвости, др.);
2) появляется идея, цель, которая способствует объединению людей в сообщества (наиболее распространенное в протестантских странах околомасонское общество трезвенников: «Международный орден добрых храмовников» – International Order of Goot Templars, IOGT и др.);
3) считает себя патриотом, гражданином (служение народу, Отечеству).
Анализ литературных источников, собственные наблюдения, жизненный опыт и личная трезвость позволили нам выделить этапы, через которые проходит взрослый человек, сознательно выбравший трезвый образ жизни (табл. 1).
Составляя таблицу, мы исходили из того, что практически все взрослое население России употребляет алкоголь. Как показали наши исследования, российская молодежь к 20 годам в 99 случаях из 100 имеют опыт употребления спиртного, в 70 случаях курения табака, в 30 – приема наркотиков, поэтому говорить о естественной трезвости среди взрослого населения не приходится. В связи с этим порой бессмысленно призывать взрослых людей жить трезвой жизнью, т.к. эта часть россиян считают «нормальным» пребывание в состоянии опьянения. Поэтому говорить с ними о трезвенном воспитании подрастающего поколения очень трудно, хотя никто из родителей не желает плохого своим детям, мало кто из них понимает, какую печальную судьбу подготовили они своим поведением для собственного потомства. Но когда взрослый человек понимает, осознает и выбирает трезвый образ жизни, ему по мере восстановления мозга, оздоровления психики, предстоит пройти ряд этапов осознания своего места в природе, социуме, понимания самого себя, выбрать свое место в жизни.
Трезвенники на каждом этапе, помимо трезвости, как воздержания от употребления НДВ, имеют свою идеологию и культуру. Основная их масса ориентируется на такие ценности как совесть, правда, добро, свободная воля, честность, порядочность, справедливость, сознательность, разумность, правильность, грамотность, религиозность, отзывчивость, здоровье, творчество, трудолюбие, семья, патриотизм (Т.И.Авдонина, 1993; А.П.Орлова, 1996; др.).
Таблица 1.
Характеристика этапов трезвого образа жизни взрослого человека,
начавшего жить трезво
Этапы Характеристика особенностей трезвого образа жизни
Трезвость Человек перестает употреблять спиртное, а вслед за ним и другие психоактивные вещества (ПАВ), т.к. проявляет заботу о собственном здоровье. Это этап соматокоррекции, на котором трезвенник пытается устранить ряд заболеваний или предпринимает попытки продлить свою жизнь, начав вести здоровый образ жизни
Трезвение Идет становление морально-этических норм, заканчивается формирование трезвеннического мировоззрения. У трезвенника появляется собственное мнение, убеждения, интересы
Трезвенничество Трезвенники объединяются по идеалам и интересам. Совместно разрабатывают правила, инструкции, уставы, законы, появляются традиции и ритуалы, оформляются гражданско-правовые взаимоотношения. Ярко выражена гражданская позиция
Трезвенность В поисках высшего идеала и постижения предназначения жизни на Земле, трезвенник начинает верить в Бога, соблюдает Божии заповеди, стремиться к духовно-нравственному самосовершенствованию. Происходит его воцерковление. Все вокруг он видит через призму духовности. Им принимаются религиозные традиции и ритуалы
Трезвление: духовное бодрствование Стремление к пониманию того, что происходит внутри себя, бдение за собой. Борьба с греховными помыслами и соблазнами. Добровольное отречение от зла, духовное бодрствование, подготовка души к бессмертию – к Вечной Жизни после смерти телесной, усердие, понуждение себя совершать добрые поступки. Безвозмездная помощь людям. Отшельничество.
Обозначив культуру первого этапа как «трезвая культура», мы предположили, что ее носителями являются люди, которые не употребляет алкогольные изделия. К этому разряду можно отнести трезвенников естественных («дети»), совестливых («что мама скажет?»), благоразумных («вредит здоровью»), религиозных («вера не позволяет»), а также тех, кто воздерживается от употребления спиртного по собственной инициативе («не хочу и не буду»), или под чужим влиянием («пить будешь – помрешь»), или в силу обстоятельств («чрезвычайные положения»). Среди них могут быть курящие представители, но считающие себя трезвенниками, а также часть «культурно пьющих», которые сами себя причисляют к «трезвенникам». В России, как правило, это учителя, врачи, журналисты, управленцы. Из истории известно, что в 10-х годах, когда еще мало был изучен алкоголь, и в 80-х годах ХХ столетия, когда максимально была расширенна мифологическая база о полезных свойствах спиртных изделий, отряд «культурно пьющих», объединялся и возглавил общества, подобные Всесоюзному добровольному обществу борьбы за трезвость (ВДОБТ). В силу своего занимаемого положения, эти деятели формировали общественное мнение о допустимости «умеренного», «культурного» употребления спиртного, что не только подрывает идею трезвой жизни, но и само по себе является абсурдом. Алкоголь, он же этиловый спирт, – это яд, наркотик1, употребление которого признак невежества и бескультурья. Г.А. Шичко сравнил это выражение с другими: «культурно воровать», «культурно убивать» и т.п. В годы постсоветского периода алгоритм культивирования был перенесен на другие наркотически действующие вещества.
В настоящее время носителей «трезвой культуры» можно встретить в различных общественных объединениях, культивирующих здоровый образ жизни: «Трезвость и Здоровье» (ТиЗ), «Клуб любителей зимнего плавания», «Клуб любителей бега» и т.д. Сюда же мы отнесли членов полусектанских организаций оздоровительной направленности: секции восточных единоборств, рукопашного боя, йоговцы, рериховцы, малаховцы, норбековцы, ивановцы и т.д. Как правило, за пределы психосаматокооррекции они выходят редко. Если же их деятельность связана с «распространением продукта» и подкреплена финансовым интересом, как у менеджеров сетевого маркетинга, то говорить об их переходе на следующую ступень не представляется возможным.
Представители «трезвеннической культуры» не употребляют алкоголь, не курят табачных изделий, не принимают других наркотически действующих веществ. Это могут быть «сознательные трезвенники», которые, по мере расширения сознания, резко отрицательно относятся к любому виду опьянения, поэтому стараются изучать, анализировать проблему, пытаются выяснить причину, проникнуть в суть явления. Они, проявляя личную инициативу, пишут письма, обращения, воззвания, проекты законов и посылают их в СМИ, административные и государственные органы страны, тем самым пытаясь изменить официальный взгляд на НДВ, как правило, в сторону ужесточения мер контроля за их производством и реализацией. Данный этап показывает культуру трезвенника-инициатора. Она всегда индивидуальна, но не самобытна, можно сказать, стандартна и, в сущности, не отличается от массовой культуры.
Носителей культуры трезвенничества объединяет ритуализация поведения, основанная на традициях и скрытых, для непосвященного человека, смыслах. На данном этапе трезвенники объединяются в группы, клубы, общественные и политические организации. Их кредо – спасти народ, человечество, к примеру, от «зеленого змия». Они живут по принципу: «Выбрался сам – помоги другому», «Спешите делать добро», «Если не я, то кто же?», «Я сам в ответе за свой род, за жизнь потомства, за народ». На данный страт проходят, пользуясь терминологией Г.А.Шичко, сознательные трезвенники. Они резко отрицательно относятся ко всем видам опьянения, готовы безвозмездно помогать страждущим отказаться от зависимости, привлекая последних в свои ряды.
В отличие от трезвой культуры, которая у каждого из трезвенников она своя, и трезвеннической культуры, где среди трезвенников отсутствует связь по интересам с другими трезвенниками, культура трезвенничества развивается в среде, где объединяющим элементом является отдаленная цель. В данном случае, взаимосвязь между трезвенниками можно обозначить как «соратничество». Оно – больше чем равноправие, это, одновременно, единоверие и горение сердец идеей отрезвления народа и, вслед за этим, возрождения страны… Соратник решает задачу отрезвления по зову сердца и души, по совести, но не по указке мэтра, чиновника, генерала. Соратник собой зажигает сердца других людей, которые, соприкасаясь с его убежденностью, тоже становятся соратниками – людьми, окрыленными идеей отрезвления. Именно личность каждого соратника играет главенствующую роль в движении за трезвость.
Как правило, в этом страте трезвенники имеют более радикальные взгляды в отношении всех опьяняющих средств, выступают оппозиционерами проводимой правительствами стран либеральной алкогольной, наркотической политики. Сюда мы отнесли представителей досоветского периода: черносотенцев, революционеров-большевиков, и прочих смутьянов. Заметим, что организация «Черная Сотня» была инициатором проведения I антиалкогольного съезда в России. Из советского периода мы отметили: общество русской культуры «Отечество», из Свердловска (ныне Екатеринбург); любителей произведения В. Чивилихина «Память» (Новосибирск); клубы «Одумавшиеся алкоголики», «Бодрствование», «Оптималист» (Ленинград), «Данко», «Январец» (Одесса), «Гиштерис» (Вильнюс), «Аметист» (Рига), «Вита» (Киев), «Феникс» (Казань), «Исток» Нижний Тагил и др. В постсоветский период в этот раздел входят политические партии и движения, в чьих программах отдаются приоритеты трезвому образу жизни.
Отличительной чертой трезвенников данной культуры является то, что их объединяет идея, которую они могут пропагандировать, за неё могут агитировать соотечественников. Они открыто могут сообщить, что ведут трезвый образ жизни, тогда как на предыдущем трезвенники зачастую говорят о своей приверженности здоровому образу жизни и смущаются называть себя тем, кем они являются в действительности - трезвенниками. На первый взгляд, носители культуры трезвенничества отстаивают групповые интересы, порой выдавая их за общественные или государственные. Однако, провозглашаемая ими идея отрезвления страны или человечества, с позиции эволюционизма или здравого смысла, не имеет альтернативы, поэтому, для ее скорейшего воплощения в жизнь, они участвуют в шествиях, манифестациях, протестах. Можно сказать, что в результате подобных мероприятий у них выкристаллизовывается гражданская позиция трезвенника.
На наш взгляд, к представителям этого страта следует отнести, внешне менее агрессивную часть трезвенников, членов полурелигиозных, сектантских, около масонских, масонских организаций, которые не участвуют в ярко выраженных протестных формах. Представители этих групп или обществ имеют общие ритуалы, традиции, и также поклоняются некой идее, но наделяя ее мистическим свойством. Сюда можно отнести «Анонимных алкоголиков», «Орден Синей Ленты» (Англия), «Синий Крест» (Швейцария), «Международный орден добрых храмовников», IOGT, МНАТ2 и др. Кандидат исторических наук В.М. Ловчев указывает на трезвеннические организации-долгожители, к которым относятся:
1) IOGT (Independent Order of Goot Templars), крупнейшая мировая трезвенническая организация, которая объединяет около 4 млн. трезвенников, действует более 150 лет;
2) «Женский союз Германии за культуру, свободную от алкоголя», который более века осуществляет свою деятельность.
Подобные трезвеннические организации-долгожители можно обнаружить в Швеции, Норвегии, Исландии, США и ряде других стран. (В России одной из старейших трезвеннических организаций является община чуриковцев). Официально представители данного страта не являются оппозиционерами власти, некоторые из них сами представители власти.
К носителям «трезвенной культуры» мы отнесли сознательных трезвенников, в чьей концепции присутствуют духовно-нравственные воззрения религиозного содержания. На первый план они выносят утверждение, что человек - существо свободное и имеет право выбора между добром и злом, сотворен по Образу и Подобию Бога. Если представители предыдущего этапа выбрали трезвость по морально-этическим критериям, то носители данной культуры сознательно отвергают аномальное поведение, как порочный образ жизни, который губит душу. «Если так поступать плохо, безнравственно, значит, так поступать нельзя», – говорят они. Эти люди имеют духовно-нравственный идеал в виде веры в Бога и стараются не преступать Божии Заповеди. Они, если не лидеры, то уважаемые люди, хорошие специалисты и профессионалы в какой-то узкой области; общительны и любознательны, имеют широкий кругозор и здоровый интеллект. Многие научные открытия и успехи в области литературы, искусства, медицины, науки и техники были сделаны ими. Как правило, в этой когорте много долгожителей и выдающихся личностей (Л.Н.Толстой, И.П.Павлов, Ф.Г.Углов и др.). Их кредо: истинно верующий человек – это всегда трезвый человек, а трезвый человек – это всегда верующий в Бога человек; своим трудом, своим поведением, своим образом жизни они это многократно доказывают. Эти люди – хорошие семьянины и патриоты. Для них трезвость – это больше чем мировоззрение: это их духовно-нравственный выбор.
К примеру, Л.Н.Толстой считал, что человечество избавится от пьянства не через запретительные меры, а через осознание порока. «А это будет только тогда, когда человек будет считать благо духовное выше блага телесного. А такое предпочтение души перед телом может быть только у человека религиозного. Так что, по моему мнению, пьянство – от отсутствия религиозного сознания и спасение от него – в пробуждении этого сознания», – писал классик.
Чтобы стать трезвенным человеком и представлять трезвенную культуру, недостаточно не употреблять опьяняющие вещества и занимать активную гражданскую позицию, следует пройти этапы духовно-нравственного самосовершенствования. Этот путь каждый может пройти самостоятельно, но более короткий путь к духовно-нравственному совершенству лежит через школу трезвения, когда помогают опытные люди. Идеальной моделью школы трезвенного воспитания может служить школа С.А.Рачинского и Первая Всероссийская Школа Трезвости П.Горшкова. Но, за неимением таковых в современной России, сегодня подобные школы организуются при церковных приходах, в основном для взрослых людей. К примеру, первая из таковых была открыта по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна при храме «Неупиваемая Чаша» завода АТИ г. Санкт-Петербурга. Ее ректор В.А.Михайлов3, показывая лествицу трезвения, как жизнь и самосовершенствование православного христианина, выделяет четыре этапа, в каждом из которых по три ступени. Продолжительность первого этапа – до 1 года, второго этапа – до 3 лет, третьего – до 7-10 лет, четвертого – вся жизнь православного христианина до конца дней.
Первый – начальный этап.
Первая ступень – это покаяние, т.е. обнаружение проблем и признание потери самоконтроля в отношении страстей. Предполагается, что в человеке постоянно борется его воля (форма деятельности души: сила духа, накопленная в перенесении страданий) со страстями, которые бывают физическими, т.е. природными и демоническими, т.е. греховными. Иногда физиологическая составляющая в страсти совершенно не присутствует, а сразу – демоническая (например, разного рода извращения).
Вторая ступень – это осознание необходимости обращения за помощью к опытным благочестивым людям для того, чтобы вернуть себе здравомыслие. В.А. Михайлов указывает, что служение страстям всегда развивается с помощью внешних сил, а пороки приходят через других людей «от демонов».
Третья ступень – это принятие решения присоединить свою волю к воле Божией, отрекаясь, тем самым, от сочленения с дьяволом.
Второй этап характеризуется систематическим, практическим участием в православной общине, православного клуба, православного общества. Т.е. воздействие первого этапа усиливается соборностью. С данного лествиничного марша начинают восхождение люди православного вероисповедания (крещеные).
Четвертая ступень – это полное и глубокое покаяние человека в соделанных преступлениях против норм морали и нравственности.
Пятая ступень – признание перед Богом и людьми истинной природы своих прежних заблуждений (следование воле дьявола и слуг его), убежденность в том, что возобладают не физиологические потребности, а греховные наваждения.
Шестая ступень – готовность жить по-новому, с Богом в душе, когда в качестве поведенческого образца выступают боголюбцы.
На третьем этапе происходит деятельное воцерковление.
Седьмая ступень – это смирение перед Богом, молитвенное прошение прощения. Христианин перестает винить в своих бедах других людей и обличает свою гордыню.
Восьмая ступень – составление исповеди дурных деяний, помянника обиженных кающимся человеком людей и желание делом загладить некогда содеянное. Им ведется своеобразный дневник-памятка, куда записываются греховные помыслы и все, что потребуется сделать на годы вперед для искупления грехов.
Девятая ступень – делание по исправлению некогда содеянного: прошение прощения перед людьми, пострадавших от кающегося грешника; деятельное соучастие и пр. Соблюдается осторожность, чтобы не навредить.
Последний, четвертый этап, как показывает ректор Школы трезвения, является деятельной жизнью в ограде церковной, жизнь ради достижения Царствия Божия.
Десятая ступень – жизнь в правде, т.е. в соответствии с Заповедями Божиими, с незамедлительным исповеданием и преодолением новых согрешений и искушений.
Одиннадцатая ступень – Божие угодничество, т.е. личное усовершенствование в вере и молитве, в сокрытии от окружающих и показных проявлений.
Двенадцатая ступень – апостольское служение в рамках своих возможностей: в семье, коллективе, обществе, государстве.
Из опыта многолетней трезвеннической деятельности «в ограде церковной» В.А.Михайлов4 вынес формулу: «Корень психологических страданий – в гордости». На его взгляд, главным поражающим душу фактором является гордость – ложное чувство собственного превосходства над другими людьми. Синонимами ей служат слова надменность, высокомерие, кичливость. Гордость таит в себе элементы лжи, несправедливого отношения к себе и к окружающими и противоречит Творцу, создавшему всех людей равными. Деятельный автор уверяет, что гордость – серьезнейшая, трудно излечимая болезнь, которую Господь лечит страданиями. Именно это понимает трезвенник, находясь на седьмой ступени лествицы трезвения.
Только на четвертом лествичном марше трезвения совершенствующийся трезвенник начинает жить по правде, т.е. по совести. Совесть – внутренний (естественный) способ сообщения человеку Божией воли. В «Полном православном Богословском энциклопедическом словаре» дается подробное объяснение сущности совести:
- совесть говорит о существовании в человеке естественного, нравственного закона;
- совесть проявляется во всех трех сферах души:
1. мыслительной (говорят: «совесть заговорила», «совесть призывает» и т.п.);
2. чувственной (ощущение радости или скорби и т.п.);
3. волевой (говорят: «совесть удерживает меня» и т.п.).
Таким образом, не человек владеет совестью, а совесть владеет человеком, которая есть голос Божий, возникающий из всех трех характеристик души. Согласно православному учению, совесть может быть судящая, отражающаяся в тайном унынии, меланхолии, тоске, в состоянии безнадежности, и наказующая, производящая в человеке беспокойство, боязливость, мучительное ожидание будущего воздаяния. Совесть может болеть и вымирать, под воздействием страстей и шума мира она становится оглушенною. В этом случае, средствами оглушения совести являются одурманивающие вещества, извращенные действия на органы чувств, антиистины. Очень часто, этот процесс оканчивается смертью совести, т.е. бессовестностью.
В.А.Михайлов указывает, что люди заглушают совесть потому, что она бескомпромиссна, с ней нельзя вступать в сделки: совесть неподкупна, говорит человеку непосредственно и карает за поступки немедленно. Таким образом, согласно трезвенному мировоззрению совесть предстает либо в виде ангела-утешителя, либо дьявола-мучителя.
Таким образом, можно предположить, что у носителей трезвенной культуры культурные ценности сливаются с ценностями православной культуры, а сами трезвенные люди, по сути, являются православными людьми, для которых соборование и следование канонам Православной Церкви есть непременное условие трезвой жизни. Вероятно, сегодня наиболее приближены к данной культуре трезвенники Всероссийского православного общества «Трезвение» в честь Иоанна Предтечи, которое объединяет православных трезвенников России. Они зачастую прошли через предыдущие периоды трезвости, а на данном этапе, на пути к вечной жизни, стремятся преодолеть лествицу трезвения. Носителей культуры трезвления мало, можно сказать, что они – вершина пирамиды трезвости (Таб.2).
Таблица 2.
Пирамида трезвости
Носители культуры Пирамида трезвости Культура
Трезвленники
Трезвления
Трезвенные Трезвенная
Соратники Трезвенничества
Трезвенники Трезвенническая
Трезвые (не пьяные) Трезвая
Назвать их «трезвенниками» не поворачивается язык, т.к. они разительно отличаются от насельников предыдущих периодов. Нам кажется, представителей данного страта следует обозначить «трезвленниками». Это отшельники, люди не от мира сего, прошедшие лествицу трезвения, общающиеся друг с другом в молитвенной сфере. Жизнь трезвленника не телесная, но духовная. Трезвленник, вечно находясь на поле брани, беспрестанно стоит на страже добра от зла. (Под духовностью подразумевается мир живых бестелесных существ, которые делятся на духов злобы и любви.) Трезвленники люди опытные, прошедшие все этапы трезвости доказывают, что душа человека бессмертна и рекомендуют жить так, чтобы после телесной смерти душа не страдала, а жила в раю. Для этого, советуют они, следует творить добрые дела. «Твори добрые дела и будешь на пути праведников», «Спасись сам - и вокруг тебя спасутся другие», «Люби ближнего, как самого себя; ибо, любя ближнего, любишь себя, и ненавидя ближнего, прежде всего, делаешь вред себе, прежде всего, ненавидишь свою душу». Путь в трезвленность тернист. Мерилом жизни трезвенника, стоящего на пути в трезвленность, служат Заповеди Божии, наставления святых, опытных в духовной жизни старцев. Одним из маяков на этом пути служит пятикнижье «Добротолюбие» – главы «священного трезвения». К трезвленникам мы отнесли весь сонм святых, которых чествует Русская Православная Церковь.
Таким образом, мысленно рассмотрев пирамиду трезвости, мы увидели, что трезвость это не однородная масса, а мозаичная структура, состоящая из множества представителей трезвости и их культур. Трезвость это явление, это процесс. Так, если в основании пирамиды мы еще наблюдаем у трезвенников хаотичность взглядов, разнородность мнений, разноликость интересов, то, по мере возвышения трезвость структурируется, приобретает черты разумности и целенаправленности, а у самой вершины трезвость, отсекая суету, превращается в священный монолит Веры, Надежды, Любви и Премудрости Божией.
Если провести аналогию со стадиями взросления человека, то данные этапы можно обозначить как младенчество, детство, отрочество, юность, взрослость (зрелость), старость (мудрость). Следует понимать, что речевая деятельность педагога позволяет подвести учащегося к каждому из обозначенных периодов, дав возможность развиваться на одном из них. Иногда потенциальный трезвенник, не будучи еще таковым, и просто трезвенник длительное время не переходит на высшие стадии трезвого образа жизни по причине малого объема информации относительно конкретного периода. И наоборот, у трезвенника малые ресурсы, т.е. он тверезый5, поэтому он не может воспринять и усвоить информацию. Как тут не вспомнить: «Не мечите бисер перед свиньями». Однако, при соответствующем содержательном блоке лекции или беседы, трезвенник может перейти на другие этапы трезвения. Важно помнить, что переход на высшую ступень зависит от мировоззренческого концепта как ведомого, так и ведущего к трезвости. Так, атеист-трезвенник будет убеждать собеседника в пагубности употребления, допустим, алкоголя, мимоходом критикуя церковный взгляд на пьянство; религиозный трезвенник будет проповедовать воздержание от спиртного, как один из способов сохранения души, отвергая предыдущий взгляд как недальновидный и т.д. Разница между этими двумя подходами очевидна, так, в первом случае трезвенник будет знать о химических и физических свойствах алкоголя, его действии на живой организм, семью, общество, государство. Во втором случае, приняв библейский взгляд на человека как существо свободное, у которого есть право выбора между добром и злом, трезвенник уверяется в состоятельности трезвости, как позиции, как цели, как ценности, как нравственной нормы. Он понимает, что человек сам для себя выбирает мировоззренческий концепт, в котором имеется высший идеал, культурная среда, сообразная идеалу, форма поведения, соответствующая ему. Так, если для русского человека высшим идеалом служит Бог, культурной средой является православная культура, форма поведения - христианская жизнь, т.е. жизнь по заповедям Христа, то для религиозного россиянина трезвенника, имеющего трезвенное мировоззрение, идеалом также служит Господь, поэтому все действия и дела такого трезвенника посвящены Ему.
Так разве можно судить о трезвости однобоко и прямолинейно, как это зачастую делается в среде трезвенников из разных ее культур? Не разрушаем ли мы этим себя? Не уничтожаем ли самобытность других трезвенников? Не обедняем ли трезвость?
Очень может быть, что непонимание пирамиды трезвости ведет к разногласиям и сварам. А что может быть проще, помещая мысль в соответствующем страте, высказываться на языке той культуры, от имени которой говорит выступающий. И уж если говорить об антиалкоголизме или антинаркотизме, то в лексике «трезвой культуры», а если о клубе или организации, то в пространстве трезвенничества. Хочется верить, что данная публикация будет полезна как соратникам, так и трезвенным людям в построении трезвенного информационного пространства.
Анализ пирамиды трезвости показал, что трезвеннические страты заполнены трезвенниками – представителями данной культуры. Они являются конкретными носителями определенного образа жизни, который представляет собой синтез социально-типического и индивидуально-неповторимого в поведении, общении и складе мышления – ментальности отдельного человека. В результате деятельности людей, ведущих трезвый образ жизни, появляются вещественные объекты соответствующей культуры, т.е. продукты деятельности трезвой, трезвеннической, трезвенной и т.д. Это – материальные носители культур, в виде знаков, символов, сигналов трезвости, наделенные своим значением, содержанием, биографией. Это образы, которые имеют «очевидный и скрытый смысл: очевидное – это сознательное и конкретное; скрытое – это бессознательное и подразумеваемое», которые психологами рассматриваются в четырех значениях: буквальном, аллегорическом, нравственном и мистическом. Всякий предмет или явление обозначается словом, то есть не вещественным, а идеальным знаком, который имеет свое сигнальное психическое отражение, выступает как инструмент обобщения и абстрагирования.
А.Ф.Лосев отмечал: «Живое социальное бытие при абстрактном разложении состоит из 1) идеи и 2) материи. Реально существует не идея вещи и не материя вещи, но сама вещь, т.е. тождество идеи и материи. Тождество идеи и материи, неразличимо и единично данное, есть 3) символ. Живое социальное бытие, таким образом, есть в диалектическом смысле вид символического бытия» .
Для развития трезвенного информационного пространства, его расширения требуются материальные носители, как то:
• значки, галстуки, шарфы, регалии, одежда и другие вещественные атрибуты трезвости, трезвения, трезвенности;
• листовки, газеты, журналы, книги, кассеты, дискеты, компьютеры, интернет, теле-, радио и иные информационные носители культуры;
• календари, фотографии, мемориальные доски, постаменты, памятники и прочие хронологические свидетельства трезвого, трезвеннического, трезвенного образа жизни;
• помещения, здания, школы, церкви, музеи, театры и тому подобные культурно-архитектурные объекты, предназначенные для трансляции трезвой, трезвеннической, трезвенной культуры, для образования и воспитания детей и взрослых, проведения массовых мероприятий;
• комнаты, квартиры, дома, поселения, города, страны – места для проживания людей;
• предприятия, фабрики, заводы, фермы, общества и братства трезвости, сельскохозяйственные общины – места для работы людей;
• скверы, аллеи, парки, беседки, чайные, кафе, столовые, концертные залы, библиотеки и другие специально оборудованные места для встреч, общения, отдыха;
• экскурсии, туристические походы, путешествия – познавательные мероприятия, предназначенные для более длительного общения и т.д.
Поэтому, с целью расширения трезвенного информационного пространства, любая вещь, любой материальный предмет, объект, любое действие, мероприятие, явление должны быть обозначены, т.е. названы в терминах либо трезвой, либо трезвеннической, либо трезвенной культур.
Выше мы условились, что представителями «трезвой культуры» могут считаться люди, которые не употребляет алкогольные изделия. Они своим видом как бы говорят: «Посмотри на меня – я трезвый (т.е. не пьяный)». Трезвенники из «трезвеннической культуры» не употребляют алкоголь, не курят табачных изделий, не принимают других наркотически действующих веществ. Как правило, это «сознательные» трезвенники. Они категоричны в отношении опьяняющих веществ, предпочитают жить в среде и вести образ жизни, где такие вещества отсутствуют. Представители «трезвенничества» к этому активно пропагандируют трезвый образ жизни и агитируют за трезвость. Носители «трезвенной культуры» также считают себя «сознательными» трезвенниками, но в их концепции присутствуют духовно-нравственные воззрения, религиозного содержания. Наконец, «трезвленники» – трезвенники, имеющие опыт духовного трезвения – трезвления, духовно-нравственного бодрствования.
Примечательно, что, несмотря на отличия в понимании трезвости, они принадлежат одному семантическому пространству. Трезвенники, внутри каждой из культур, могут иметь свои субкультуры, которые связывает общий взгляд на употребление спиртного в текущий период времени. Вполне естественно, что не только в структурах этих культур имеются различия, но и у каждого представителя «своя» культура. И это нормально. Однако, при проведении трезвеннической работы очень сложно дифференцировать все эти культуры, да в этом нет никакой необходимости. В наши задачи это тоже не входит, поэтому для упрощения понимания процесса сохранения и утверждения трезвости мы считаем, что надо объединить все культуры трезвости под одним понятием «собриологическая культура», которое является производным от лат. sobrietas – трезвость, разумность. По нашему представлению, собриологическая культура объединяет личностные и групповые культуры людей, ведущих трезвый образ жизни, и рассматривается в рамках собриологии.
Как указывает писатель А.Н.Маюров, собриология – это новая, развивающаяся наука о путях отрезвления народа. Надо заметить, что этот термин известен в мировой трезвеннической среде, встречается в поздних работах российских ученых. Это слово неоднократно употребляет в диссертационном исследовании доктор педагогических наук Л.К.Фортова. К примеру, под «собриологическими знаниями» ученый понимает знания о трезвости, а под «собриологической готовностью» – трезвенническое воспитание юношества. Развивают это направление В.П.Кривоногов, Н.А.Гринченко, З.В.Коробкина, С.С.Аникин, и др., показывая пути достижения трезвости, разумности, сознательности.
Укажем, что особых отличий от других культур, которые бросались бы в глаза, у собриологической культуры нет, за исключением одного – ее представители не употребляют алкогольные изделия. Таким образом, собриологическая культура – это культура людей, ведущих трезвый образ жизни, в первую очередь детей, а затем и взрослых. В связи с этим, культурная среда трезвенника становится собриологической средой, т.е. средой, которую могут насыщать разнообразные культуры трезвенников. Можно сказать, что она не только моделирует, но и показывает культуру поведения личности, организуя его деятельность, создавая условия для общения, личностного роста на мотивах креативности и успешности, для формирования, в конечном счете, трезвенного мировоззрения. На наш взгляд, это в полной мере отвечает критериям воспитанности личности, которая, помимо социально ценностного действия – сознательного устойчивого отрицательного отношения к употреблению опьяняющих веществ, включает культуру поведения (характеризующую повседневные нормы поступков), этикет (соблюдение правил поведения в регламентированной форме) и манеры поведения в общении.
Известно, что неотъемлемо в одном социуме находятся как апологеты трезвости, так и лица, не причисляющие себя даже к трезвенникам и даже неблагожелательно к ним относящиеся, которых может оскорблять сравнение с ними. Но, в силу обстоятельств, даже мировоззренческие антагонисты могут быть согражданами, сотрудниками, коллегами, т.е. людьми решающими одну задачу, делающими одно дело в одно и то же время на одном и том же месте. На наш взгляд, если такая совместная деятельность совершается в период воздержания от употребления опьяняющих веществ, то ее следует обозначить как собриологическая деятельность, а пространство, в котором она функционирует – собриологическим пространством.
А.А.Веряев вводит понятие «информационная культура», понимая под ним сложное интегральное системное личностное образование, представляющее собой «гармонически сочетающуюся совокупность общечеловеческих представлений, идей, знаний (когнитивный компонент), ценностных ориентаций, гуманистических представлений, эмоционального опыта (мотивационно-ценностный компонент), качеств личности, стилевых и мировоззренческих образований (индивидуально-творческий компонент), универсальных способов познания, алгоритмов поведения, способов коммуникации (операционально-деятельностный компонент), ориентированных на свободное существование, развитие, самосовершенствование в исторически и технологически обусловленном информационном обществе».
Вероятно, собриологическая информационная культура – это культура, где нет знаков, символов, икон, фигур наркотизма, т.е. культуру любого народа, любой группы людей, где отсутствуют названные информационные единицы, можно считать собриологической культурой. Но, например, школьная культура, по определению являясь собриологической, может стать транслятором наркотизма, если вдруг, в качестве антуража появляются его знаки, коими могут быть игрушка, сделанная из пачек табачных изделий, учитель, курящий на виду воспитанников, сверстник пьющий безалкогольное пиво, детское шампанское или жующий конфету, жвачку в виде сигареты и т.д.
Ошибочным будет утверждение, что собриологическая культура – это субкультура, т.е. культура какой-то небольшой группы людей. Такое утверждение ложно изначально, так как по определению трезвость – это «нормальная естественная жизнь без мифов и иллюзий», «норма жизни». А.К.Байбурин показывает, что в понятии «норма» всегда содержится оценочный смысл. В этом случае норма выступает как «выражение «внешней» точки зрения, в соответствие с которой любой поступок может быть охарактеризован как «правильный» или «неправильный», «хороший» или «плохой», «высокий» или «низкий» и т.д. Ученый пишет: «Поведение может быть «правильным» или «неправильным». Варианты «правильного» поведения для одного и того же человека возникают в связи с приданием самостоятельной ценности индивидуальным формам поведения, что в свою очередь является следствием ролевой дифференциации членов коллектива, роста индивидуального самосознания».
В.И.Слободчиков и А.В.Шувалов понимают под «нормой» не характеристику среднестатистического уровня развития какой-либо способности, не ссылку на отсутствие выраженной патологии, высокую приспособляемость и непротиворечивость требованиям культуры, а указание на возможность высших достижений для данного возраста. Норма – это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях. Основой психологического здоровья человека является нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе. Взрослые (в норме!) обеспечивают ребенку презумпцию человечности – право и возможность стоять на человеческом пути развития, по мере взросления становиться действительным автором собственного развития, говоря словами Г.Гессе, наряду с внешней судьбой обрести судьбу внутреннюю, более существенную, не случайную.
С этих позиций собриологический содержательный аспект отвергает любое сочленение наркотизма с трезвостью, как явление противоположное «норме», а значит олицетворяющее собой психологическую болезнь. Нам кажется, что любая «нормальная» культура – это психологически здоровая культура. Но из определения известно, что «трезвость – это норма жизни» и т.д., из чего следует, что собриологическая культура – это есть «нормальная» культура. А так как, «нормальная» культура – это психологически здоровая культура, то и собриологическая культура – это психологически здоровая культура. По всей вероятности, личностная собриологическая культура – это тоже нормальная, т.е. психологически здоровая индивидуальная культура, в которой отвергаются любые виды опьянения. Поэтому содержательный личностный аспект трезвенного информационного пространства будет базироваться на тех же принципах, что и общий, доминирующим из которых является отсутствие в информационном пространстве индивида семиотической составляющей наркотизма.
По нашему мнению, собриологическую культуру можно рассматривать в плоскостях отношения: к употреблению опьяняющего вещества, к собственному здоровью, к досугу и отдыху (или рекреации), среде, пространству. Степень отношения к употреблению опьяняющего вещества имеет два диаметрально противоположных полюса. В основе одного из них лежит полное отрицание какого-либо употребления опьяняющих средств, другой - допускает возможность употребления в допустимых пределах того или иного психоактивного или наркотически действующего препарата. В основном спор разгорается вокруг алкоголя, как легализованного, поэтому наиболее доступного наркотика, вошедшего в быт и культуру человечества. Степень отношения к собственному здоровью заключается в умении человека работать над собой по изменению своего сознания с тем, чтобы преобразовать себя и увеличить продолжительность жизни через разумное питание, воздержание, закаливание, саногенное мышление, трезвый образ жизни и т.д. Степень отношения к досугу и отдыху (или рекреации) характеризуется умением отдыхать, т.е. наличием определенных знаний и на их основе выработки умений и навыка по поиску, созданию условий для полноценного отдыха. Степень отношения к среде предполагает выбор, а также преобразование среды в соответствие со своим мировоззренческим концептом, воспитанием и развитием «эмоций высокой ценности».
Таким образом, формируя единое информационное пространство в России, трезвенники должны меньше всего опираться на внутренние ресурсы трезвеннического движения. Более того, они обязаны искать союзников в среде трезвых (на данный момент) людей и совместно с ними конструировать информационное пространство собриологического содержания. К тому же, государство финансирует деятельность организаций далеких от трезвости, однако это не повод вступать с ними в конфронтацию, наоборот, требуется наладить с ними контакт для решения генеральной задачи: радикального изменения отношения россиян к трезвому образу жизни. Сегодня для трезвенников России актуальной должна стать единственная цель: выработка концепции трезвого поколения. Над этим нам предстоит работать в ближайшие годы, об этом следует думать сейчас. Ведь трезвенник это не тот, кто вина не пьет, а тот, кто мыслит о будущем трезво.
1ГОСТ 18300-72 (1972 г.), п/п 5.1. «Этиловый спирт – легко воспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы». ГОСТ 5964-82 (1982 г.), п/п 4.1. «Этиловый спирт – легко воспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам». ГОСТ 5964 – 93 (1993 г.), п/п 7.1. секвестрирован до неузнаваемости: «Этиловый спирт – легко воспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом», а в 1999 и 2000 гг. Государственная Дума РФ приняла законы, согласно которым алкогольные изделия относятся к пищевым продуктам
2 Председатель Международной независимой ассоциации трезвости (МНАТ) В.М. Ловчев категорически возражает против причисления МНАТ и IOGT к околомасонским организациям, считая, что мировоззрение этих организаций описывается крайне тенденциозно. Ученый утверждает, что МНАТ никогда не имела подобных ритуалов, а IOGT отказалась от религиозных элементов в начале ХХ века, превратившись из организации протестантской в светскую. Это заслуга принадлежит ученому с мировым именем Августу Форелю, который в 1906 г. возглавил религиозно нейтральную IOGT. Ныне на своих Всемирных конгрессах эта организация награждает наиболее выдающихся исследователей в области трезвости медалью Августа Фореля и предоставляет последним право произнести мемориальную лекцию.
3 Михайлов В.А. Лествица трезвения. – СПб: Православный клуб «бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия, 1998.
4 Михайлов В.А. Опыт практической работы. СПб.: Православный клуб «Бодрствование» во имя св. мученика Вонифатия, 1998.
5 Тверезый – трезвенник без ума в голове. Ср.: «Мужик ты добрый, тверезый одно только горе – ума в голове нет» (А.П. Чехов. Мертвое тело).