Бросаемся козявками! Кто дальше?


img5На днях была в школе. Теперь — в шоке. Родительское собрание...

Домой пришла практически на четвереньках от усталости и разбитости разума. И знаете в чем причина «помутнения рассудка»? Отнюдь не в переходе на эстонский язык обучения. Об этом важном изменении в образовательном процессе на протяжении родительского вечера вообще никто ни разу не заикнулся.

Какой переход? Какой эстонский? Школу, помимо проблем образовательных, раздирают и другие вопросы-«хищники». «Что шокировало меня на очередном собрании?» — спросите вы. Я отвечу.

Полстакана вина...

Прежде чем разойтись по классам, родителей собрали в актовом зале, где две миловидные девушки-эстонки рассказывали о проведенных недавно беседах с детьми (начиная с 4-го класса) о том, как ученики относятся к употреблению алкоголя и наркотиков. Теперь специалисты решили выяснить, что думают об этом родители. Для этого, собственно, нас и пригласили в зал.

Тот базар и бред, который начался среди родительских масс - не просто удручил: разбил психику молотком на мелкие кусочки. Можно даже сказать - разложил на атомы...

Боже мой, неужели мы настолько глупы и так деградировали? Оказывается, что достаточно многие взрослые считают вполне нормальным налить ребенку 5-го или 6-го класса бокал шампанского или полстаканчика вина...

- Мы ж не водку им предлагаем? - выкрикивали мамы и папы с мест. - Пусть лучше дома, под моим присмотром выпьет, а не в какой-нибудь компании на улице!

Вот этот главный аргумент родительской заботы - “пусть лучше дома, под моим присмотром» - просто убил меня наповал. И где, спрашивается, родительские извилины? Следуя такой «логике», можно вручить ребенку и шприц?! Главное, чтобы под маминым-папиным присмотром?

Кто-то из родителей демонстрировал свои познания в воздействии героина и анаши, кто-то ругал правительство... Одна мама, в упоении собственного выступления, многозначительно заявила, что в церкви, во время причащения, детям тоже с малолетства дают кагор, а это ни что иное, как спиртное... Значит ничего страшного нет и в том, что она дома вместе с ребенком тяпнет «по чуть-чуть»?!

Такой неожиданный расклад событий поразил меня донельзя. Вот уж, действительно, смешивание божьего дара и яичницы! И что сказать этой маме в ответ? Что она, мол, ай-яй-яй, не совсем правильно всё понимает? Для чего вступать в полемику с чьим-то папой? Чтобы объяснять, что его воззрения, мягко говоря, извращённы? Но эти папы и мамы - вполне взрослые, сложившиеся люди, чего ради разъяснять им прописные истины, которые абсолютно чужды их образу жизни и мировосприятию? И стоит ли «ломать копья и луки», ввязываясь в разговор с людьми, сознание которых (естественно, с моей точки зрения) давно уже разложилось?

Как пел Высоцкий: «Но почему аборигены съели Кука, за что - неясно, молчит наука. ...А дикари теперь заламывают руки, ломают копия, ломают луки. Сожгли и бросили дубинку из бамбука — переживают, что съели Кука....»

Дурак? Сам дурак!

Я понимаю, что в каждой избушке свои погремушки. Я согласна, что со своим уставом в чужой монастырь не лезут. Но какие претензии можно предъявлять детям, если родители сами готовы наливать им по «полстаканчика»? И при этом мамы-папы (по виду) - отнюдь не пьяницы. Обычные такие, простые родители.

Увы, степень социального расслоения нашего общества стала настолько явной, что не замечать ее просто невозможно. Мы интеллигентно и малодушно закрываем глаза на эту проблему, поскольку тема «избушки» и «монастыря» — весьма и весьма щепетильная. Согласитесь, неловко сказать родителю, что он дурно воспитан и неумен. К тому же, если даже и затеять подобную полемику, то она, как правило, приводит к аргументам «Сам дурак!» и «Плевал я на твое мнение! Мой ребенок, как хочу, так и воспитываю!»

Говоря о социальном неравенстве, я отнюдь не имею в виду различия родительских доходов и диапазон их профессий. Я затрагиваю исключительно мораль, жизненные принципы и методы воспитания детей в семьях. Образ жизни и внутренние устои разительно отличаются друг от друга! И если взрослые могут выбирать пространство для своего общения, то детям приходится учиться в той компании, которая сложилась и сформировалась случайно.

Кстати, сразу хочу подчеркнуть, что школа, в которой учится моя дочь, мне очень даже нравится: прекрасный директор и педагоги, крепкий преподавательский состав, весьма и весьма комфортабельное здание.

Но для одних детей вполне нормально в шестом или седьмом классе после экскурсии или завершения очередной четверти выпить за углом горячительного. А для других это — дико! Для одних круто на перемене в туалете проколоть язык ножницами(!), дабы изобразить подобие пирсинга. А для других это — гадко и, мягко говоря, негигиенично...

А если тебе дико и гадко, если ты не бухаешь под кустом, то какой-то ты странный! Не свой, не компанейский. Чужак... И можно тебя пнуть морально и физически, можно высмеять и поглумиться... Не говоря уже о том, что найти в классе друзей и товарищей — очень непростая задача...

«Фак» - учителю, приказы - лохам

А что может сделать школа? Фактически она давно уже перестала быть воспитательным учреждением. Школа может «поставить на вид», отправить на беседу с психологом или социальным работником, вызвать родителей, собрать педсовет, в крайнем случае — обратиться в полицию... Но все это как в стенку горохом. Принимать действенные меры школа практически не имеет возможности. Таковы законы, современные порядки и, как ни странно, нынешняя мораль.

По сути дела, школа сама вынуждена вести двойную игру и поддерживать двойные стандарты. Например, в школе и на ее территории курить нельзя, а вот в 20 метрах поодаль - пожалуйста. И педагог не имеет права подойти и сделать замечание, т. к. в некотором смысле это уже нарушает личную жизнь ученика. Ну, разве не бред?

Все эти модные нынче выражения «толерантность», «гуманность», «чуткое отношение к детской психике» приводят к тому, что хулиганы в школах не страдают, им, как говорится, всё по барабану, как с гуся вода! А вот дети, которые действительно хотят учиться, и впрямь мучаются.

К примеру, в классе есть несколько «проблемных» детей. Так их называют с позиций толерантности. А попросту говоря, это невоспитанные хамы и, простите, козлы (поверьте, я знаю, о чем говорю!), которые давно уже осознали свою безнаказанность, а от этого распустились еще больше.

В данной ситуации нет никакого секрета: безнаказанность порождает еще больше хамство, вседозволенность и цинизм! Унижают не только детей, но и учителей, которые, опять-таки по закону, абсолютно бессильны. Выгнать с урока - не имеешь права. Выгнать из школы — боже упаси! На одно замечание преподавателя — сотня гадостей в ответ. А на педсовете всегда можно всплакнуть, изобразить лицо «несчастного хомячка», а назавтра снова взяться за старое и привычное.

Показать учителю «фак» — это нормально, обложить матом — тоже. В этом есть даже некий кураж! Смотрите, какой я крутой! Круче яйца вкрутую! Вот, например, одна из записей учителя в классном журнале: «На уроке ученики (указаны фамилии) играли в карты»... Как вы понимаете, карты имеются в виду отнюдь не географические.

Честно сказать, я не могу представить, чтобы мой ребенок вдруг на уроке «перекинулся в картишки»... Или закурил сигаретку... А еще хлеще — задымил на перемене прям-таки не отходя от парты... Или обложил преподавателя многоступенчатым матом в духе ямба, хорея или амфибрахия.

- Кто сейчас сядет, тот лох! - командуют «милые девочки». И что самое забавное, многие, действительно, стоят... И учитель ничего не может с этим сделать. Урок вроде как идет, но обучения — ноль.

Или, например, несколько «проблемных» разговаривают на уроках в голос и ржут, как кони. Ходят по классу, ни на кого не обращая внимания. На просьбу преподавателя дать дневник, швыряют его разве что не в лицо... Или с грохотом бросают сумку на пол — с желанием показать, какой же ты, учитель, тупой, кривой, косой и несправедливый...

И это только цветочки. О ягодках вообще говорить противно.

А спина мокрая...

В память врезались слова классного руководителя: «Иногда стоишь на уроке, держишь порядок и тишину, а спина мокрая...» Удивительное дело, но наш классный руководитель действительно способна управлять этой неуправляемо-ядерной ситуацией, титанически и стоически взвалив груз «проблемных» на свои хрупкие, женские плечи. Но какими силами и нервами это дается?

В то же время бои местного значения выдерживают далеко не все учителя. Даже мужчинам-предметникам такие испытания подчас не под силу. Не говоря уже о женщинах. Учительница физики, например, для прохождения нового материала вынуждена создавать специальные презентации. Объяснять урок «по-старинке», то бишь устно, никак не удается: «проблемные» так орут, что даже с первой парты ничего не слышно.

Нередки случаи, когда ребенок приносит полный дневник двоек только потому, что он не слышит, о чем говорит учитель. А как в таких условиях писать проверочную работу? Абсолютно рассеянное внимание, а в результате — низкая успеваемость и плохие оценки.

- Я понимаю, вы можете предъявить мне претензии в том, что на уроке нет дисциплины... - растерянно сказала мне при встрече учительница физики.

Но ей как раз-таки я таких претензий не предъявляю! Зная, какие коленца выбрасывают на уроках некоторые ученики, мне ее просто, по-человечески, жаль... Особенно, если вспомнить, что она преподает не в колонии для малолетних преступников... И если учесть невеликие гроши учительской зарплаты... И то, что специалистов в школе катастрофически не хватает. Учительница физики, например, одновременно преподает еще и в другой школе...


Тихая война

Скажу вам честно, что когда терпишь подобный «разгул толерантности» месяц, два, полгода, год и более, мне, как родителю, все меньше и меньше становится жалко школу и «бедных-неуравновешенных», у которых что-то там неладно в семье... Жалко своих, которые каждый день наблюдают сорванные уроки, слышат в классе мат, видят, как глумятся «сотоварищи» над учениками и учителями. Или, например, бросаются на географии... козявками. Приятно, правда? Или писают на физкультуре на одежду первоклашек. Впечатляет, не правда ли?

А мы все ведем душеспасительные беседы, призываем социальных работников! А «сотоварищам» плевать на психологов и педсоветы. Они как курили, так и курят, как пили, так и пьют, как срывали уроки, так и срывают. С ними сюсюкаются, собирают педсоветы, водят к психологам, вызывают родителей, которые из раза в раз недоуменно пожимают плечами... мол, что я могу сделать?

Кстати сказать, когда на родительском собрании я в очередной раз заговорила о дисциплине, родственники девочки, которая регулярно терроризирует класс развязным поведением, тут же заголосили и закудахтали: мы, мол, ребенком занимаемся, но сдвигов никаких! «Ваши дети, если хотят учиться, то пусть себе и учатся, ничего с ними не случится...»

Опять-таки замкнутый круг. Говорить взрослым тётям «ай-яй-яй» - абсолютно глупая задача, которая решению в частном порядке не подлежит. Не могу сказать, что школа в этой борьбе ничего не предпринимает. Предпринимает! Как говорится, используются все возможные способы воздействия. Только вот способов — раз-два и обчелся. Необходимы законы, государственные структуры, спецучреждения и реальные методы наказания, а их как раз-таки и нет.

Вот и получается, что вокруг нас ведется тихая, но вполне санкционированная законами - война. Мы просто вырождаемся и позволяем тупости и расхлябанности пожирать, извините за пафос, и своих детей, и самих себя. Не станешь же каждый раз вызывать муниципальную полицию? Это как-то странно, ей богу, решать школьные вопросы при помощи полицейских. Да и для школы не самое выгодное занятие. Ну, раз полицию вызовешь, ну, два... И что дальше?

...И в очередной раз мы поговорили на собрании о вопиющем поведении, в очередной раз повздыхали и поохали. И разошлись. Я всю ночь жевала валидол. А что делать — не знаю. Война ведь почти призрачная. Незаметная, но очень нервная. Пожирающая будущее. И она страшнее Чернобыля и Фукусимы. Только с обратным эффектом.

Там сначала взрыв, а потом — тихо уничтожающая радиация. А здесь наоборот. Всё шито-крыто и вроде как незаметно. Но это излучение поражает общество изо дня в день: плохо учимся, глупеем, наглеем, хамим, деградируем... И если «радиацию» не остановить, то рано или поздно она рванет ядерным графитом. Бабахнет так, что не найдешь потом ни Атлантиды, ни Римской империи, ни других цивилизаций.

Будем толерантно ждать «взрыва»? Или все-таки получим законодательную возможность оградить детей от хамов и дадим школьникам реальную возможность учиться в спокойной обстановке?

P. S.
Есть еще один яркий эпизод, который до мозга костей всколыхнул меня на родительском собрании. Но эта история, скорее, с комическим эффектом. Что называется, смех сквозь слезы. Продолжение следует... Скоро на Русском Портале.

Виктория Фёдорова

Русский Портал. Viki-speaks

http://www.veneportaal.ee/vikispeaks/05/06051101.htm