Письма из трезвой деревни

Тимур Савченко,
Сотрудник кафедры социопатологий
ЕврАПИ


СЕЛЬСКИЕ СОЦИОПАТОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РФ

«…В деревне Старо-щербиновке я обнаружил два типа мужиков. Темные мужики ничего не читают, и ничего не желают знать, кроме своего хозяйства, но уж зато хозяйство у них в идеальном порядке. Мужики же «просвещенные» (начитавшиеся Кастанеды и других мистиков) интересуются всем на свете, сыплют сложной терминологией, но при этом решительно не желают браться за хозяйственные дела, отчего хозяйство их пребывает в развале…»

«Таких деревень, как Саиткулово, в России тысячи. Даже больше. Одна улица, четырехлетняя школа, мечеть, переделанная при советской власти в клуб. Гектары картошки, коровы на правах «местных» стоят на дороге и не пускают машины. Все, как везде, кроме одного - тут не пьют. Хмурым утром мы нежданными гостями приехали в этот оплот трезвости и здорового образа жизни.
От Уфы до Саиткулово 400 километров езды, но не по трассе, а через Уральские горы. Мы выезжаем рано-рано утром, а останавливаемся только к обеду. Кто сказал, что писать про трезвость - легко?

Непьющая деревня встретила двумя деревенскими мужиками. Они сидели у забора, потягивали сигаретку и о чем-то вели беседу. Я поздоровался и представился.

- Мне трудно сказать, как меня зовут, - говорит один из них. Все, думаю: пьян до такой степени, что имя свое выговорить не может! (а в деревнях такое частенько бывает, даже утром). Вот вам и трезвая деревня!

Обманули. Оказалось, он переживал, что я просто не запомню. Имя необычное – Шайхбал. И он, несмотря на раннее утро выходного дня, трезв, как стеклышко.

- И что, на самом деле, не пьете?

- Нее, у нас тут с этим проблем нету. Даже самогон никто не гонит, - улыбается Шайхбал. - У меня у дочки скоро свадьба, так водки даже нету и самогона нету.

И он со смехом разводит руками:

- Мясо будем кушать, кумыс пить!

- У нас в деревне все и так ясно: скотина, дети, грибы, картошка... Если хочешь - занятие всегда находится, - философски делится с нами его друг по трезвости Мидхат. - А вот работы у нас нету. Калымю, вот… Я вообще столяр-плотник. Кому что надо - все делаю.

- И даже после работы ни-ни?

- Ну, по праздникам-то иногда чуть-чуть можно, у нас же рот не вдоль, - громко смеется Мидхат.
В Саиткулово всего 45 дворов, а живут человек 300. Все – мусульмане. Много молодежи, только работать ей негде - одни ездят в райцентр Абзаново, кто-то собирает грибы или картошку и продает проезжающим туристам, вроде нас, третьи - свое дело открыли. Например, пилораму. Леса вон сколько вокруг. Единственный в округе магазин называется «Салават». Тут можно купить все, что нужно для счастливой жизни в деревне, - чай, печеньки, макароны… А из жидкого - только подсолнечное масло и шампунь. Но их тоже не пьют.

- Невыгодно сюда водку возить, - говорит продавец деревенского магазина Таслима Билалова.

- Никому она тут не нужна.

- И пиво? А шампанское на новый год?

- Ну пиво иногда привожу, да. Шампанское пробовала никто не взял.

Раньше, когда магазин был еще государственным, тут можно было купить алкоголь на любой вкус. А сейчас руководящая роль в Саиткулово принадлежит не партии, а местному духовному лидеру Василе Садыковой. Ее называют «белой бабушкой» - «ак-нэнэй» по-башкирски. А живет она прямо напротив магазина.

- Деревня у нас маленькая, поэтому контролировать всех несложно, - говорит она.

- Да и раньше в принципе такого, чтоб все напивались, не было.

- Я не скажу, что наши мужчины совсем уж трезвенники, ну за праздник могут немного выпить.

Мама все равно с ними или женами идет разговаривать, - рассказывает дочь Васили Зайнулловны - Зульхиза. - Она не ругается, не уговаривает «не пей» - просто по-человечески, на каком-то психологическом уровне ведет разговор и… действует!

- Ну да, душой как- будто разговариваю, - подтверждает Василя Зайнулловна. - Или, если не помогает, я им пальцем грожу и сурово так говорю: мол, смотри у меня, учтем!

Василя-апа не похожа на грозную женщину, держащую в руках всю деревню. Простая башкирская бабушка – в платочке, длинном халате и теплой кофте. Она пьет чай с молоком и задорно смеется. Тем не менее даже суровые уральские мужики трепетали, если шли под-шофе и встречали Василю Зайнулловну. Такой у нее в деревне авторитет. Ее слушают беспрекословно, в середине 90-х даже выбрали местным депутатом. Говорят, ее дедушки были в деревне муллами (мусульманские священники) и очень уважаемыми людьми.

Постоянная всеобщая трезвость дала свои плоды - каждая семья в Саиткулово воспитывает по 5-6 детей. Говорят, «иммунитет» держится даже у тех, кто уезжает из деревни.

Для человека главное, чтобы была цель в жизни. Если она есть, то желания пробовать наркотики не возникает. Когда проблемы, суета, дела. Вот люди и пьют, чтобы уйти на время от всего этого, забыться. Саиткулово же - маленькая деревня, где жизнь идет размеренно и спокойно. Люди здесь нашли альтернативу алкоголю, занимаются делом, ходят в мечеть, содержат скотину, растят детей. А бабушка Василя - хороший психолог, который умеет убеждать людей. Если родители ведут здоровый образ жизни, то и дети в такой семье родятся здоровыми, с хорошими генами».

«Сельчане спрашивали у меня: а по праву ли в списке федерального масштаба уголовник Япончик? Не желаете ли комментарий к его похоронам?

«Люди наподобие Япончика могут быть какими угодно, но только не серыми мышками. Это не болтуны, переливающие из пустого в порожнее, а яркие и деятельные личности. У нас в России они сегодня в огромном дефиците. А гражданам по-прежнему хочется не только хлеба, но и зрелищ, сильных эмоций. Москва прощалась с Япончиком, как с национальным героем...» (Мир новостей, N44, 2009, тираж 850 тысяч экз.). Характеристике первые лица государства позавидуют!
Превозносить негодных, искажать истину, наводить тень на плетень! Что ещё нужно для распада личности, будь то гражданское общество или отдельный индивид?»

«На полке книжного магазина свежие поступления: «В. Сорокин. Норма: десять страниц текста без единого промежутка между словами, тридцать страниц - с единственной строчкой посредине, сорок - с перечислением
«нормальные роды», «нормальный мальчик», «нормальный крик» и т.д., опять же с одной строчкой в центре листа! Распад личности, маразм, насмешка над читателем? Неужели издатель рассчитывает, что разойдутся все 40 тысяч экземпляров? А вдруг купят хоть половину?»

«Не знаю, как в Москве, а в провинции участковые комиссии комплектуют сплошь из педагогов школ, в которых и происходит действо. Мало того, что работники просвещения в основном женщины, похоже, происходит и дополнительный отбор по половому признаку. На моём избирательном участке из одиннадцати человек
«администрации» и наблюдателей не случилось ни одного мужчины!»

(Цит. по Т.Савченко, «Письма из деревни», Уфа, 2010 г.)

http://blogs.mail.ru/mail/vixin77/1FFF9AE2074E6906.html