Зачастую трезвенников называют абстинентами, насколько это оправдано

АБСТИНЕНТЫ или ТРЕЗВЕННИКИ?
(Зачастую трезвенников называют абстинентами, насколько это оправдано?)
Аникин С.С., кандидат педагогических наук

В словаре иностранных слов под словом «абстинент» понимается «сторонник воздержания от чего-либо (например, от употребления спиртных напитков)». Здесь же можно узнать, что «абстиненция» [от лат. Abstinentia - воздержание] это: 1) полное воздержание от употребления спиртного или табака; 2) половое воздержание; 3) особое физическое или психическое состояние алкоголиков и наркоманов после внезапного и полного прекращения употребления ими алкоголя или привычного наркотика. Под особым физическим или психическим состоянием понимается абстинентный синдром – «болезненное состояние, появляющееся у наркоманов при прекращении приема наркотика». Таким образом, можно предположить, что трезвенники – это больные люди, испытывающие особое психическое и физическое состояние без употребления наркотиков, по крайней мере, они абстиненты то уж точно.

В толковом словаре русского языка находим, что трезвенник – это человек, который ведет трезвую жизнь, не употребляет спиртного. Правда, самого слова «трезвость» в словаре нет. Но вот слово «трезвый» дается в трех значениях: 1) не пьяный, не хмельной; 2) воздержанный в употреблении спиртного, не пьющий; 3) здравый, рассудительный. Слово «жизнь» тоже понимается не однозначно. Это и «совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи». Это и «физиологическое существование человека, животного, всего живого». Кроме того, жизнь – это «время такого существования от его возникновения до конца, а также в ка-кой-нибудь его период»; это и «деятельность общества и человека в тех или иных ее проявлениях». Кроме всего прочего, жизнь - это «реальная действительность»; «оживление, проявление деятельности, энергии». Интеграция понятий дает образ трезвенника как здравого, рассудительного человека, с особой формой деятельного, энергично-го существования, воздерживающегося от употребления спиртного.

Дефиниция не бесспорна, но явно противоречит предыдущему. Что же настораживает в данном определении? Слово «воздерживающийся», в значении которого лежит умение ограничивать свои потребности, не позволять себе лишнего, отказываться от какого-нибудь действия. Однако трудно себе вообразить, чтобы у здравого, рассуди-тельного человека имелась потребность к употреблению спиртного, ведь тот же словарь поясняет, что потребность – это надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения. Кроме того, потребность в алкоголе – специфический признак алкоголика, очень сильная, иногда непреодолимая тяга к спиртному, появляющаяся у пьющего после приема первых порций его, а у алкоголиков – почти не-прекращающаяся жажда выпить.

Выходит, что у трезвенника, как и у абстинента все–таки имеется потребность к спиртному, которая требует своего удовлетворения? А если учесть, что в психологии под потребностью понимается «со-стояние индивида, создаваемое испытуемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности», то получается, что трезвеннику, для нормального существования, для активной жизнедеятельности спиртное просто необходимо.

Что же это за энергетический родник такой, без которого, судя по словарям, не могут существовать трезвенники и абстиненты? Что представляет собой «спиртное», под которым традиционно подразумеваются жидкости, употребление которых ведет к болезни - алкоголизму, характеризующейся психической и физической зависимостью от спиртного?

Название болезни подсказывает нам, что она развивается от употребления алкоголя - этилового спирта, который находится во всех без исключения алкогольных изделиях - жидкостях, в объеме которых находится более 1,2-1,5 % этилового спирта. Вероятно, именно этиловый спирт и является тем эликсиром бодрости и «нужды», что и задает человеку смысл существования. Однако читаем ГОСТ 18300-72 (1972 г.), п/п 5.1.: «Этиловый спирт – легко воспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы». ГОСТ 5964-82 (1982 г.), в п/п 4.1. почти слово в слово повторяет предыдущий текст: «Этиловый спирт – легко воспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом, от-носится к сильнодействующим наркотикам». А вот ГОСТ 5964-93 (1993 г.) в п/п 7.1. подсокращен изрядно: «Этиловый спирт – легко воспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом». Видимо, на основании последнего ГОСТа, с 1999 года алкогольные изделия (этиловый спирт, пиво, вино, шампанское, водка, бренди, виски, коньяк, самогон, одеколон, брага и пр.) считаются пищевыми продуктами. Чем объяснить такую метаморфозу, ведь биологические параметры человеческого организма остались прежними, свойства алкоголя тоже не изменились? Риторический вопрос.

А вот обзор ГОСТов и словарей позволяет утверждать, что трезвенники – это здравые, рассудительные люди, имеющие потребность в наркотике, испытывающие особое болезненное психическое и физическое состояние без его употребления. Явный бред! Кто же тогда наркоманы, у которых наблюдается «выраженная психическая и физическая зависимость к препарату и влечение к нему»? Ясно, что синонимом слову «трезвенник» никак не может быть слово «абстинент».

Обратимся к научным трудам. Физиолог Г.А. Шичко, большую часть жизни посвятивший изучению деятельности головного мозга и влияния речи на человека, разработавший методику индивидуального психофизического подхода к избавлению от алкоголизма, обратил внимание на трезвенников, как самую ценную, трудоспособную и дисциплинированную часть общества. Он отметил, что в России трезвенники не в почете: их оскорбляют, на них клевещут, к ним от-носятся недружелюбно, а иногда и подозрительно. В отличие от абстинентов, это группа россиян не употребляет спиртного в силу отсутствия у них питейной запрограммированности - искаженности сознания человека ложными проалкогольными сведениями, вынуждающими его вопреки инстинкту самосохранения употреблять спиртное. Она включает в себя: настроенность (установку) на употребление спиртного, программу отношения к нему и алкогольное убеждение, которому принадлежит ведущая роль в мышлении, поведении и деятельности человека.

Ученый разделяет трезвенников на четыре подгруппы:
• Люди появляются на свет естественными трезвенниками и остаются ими до тех пор, пока не обретут ложные или достоверные сведения по алкогольной проблеме или пока не познакомятся со спиртным. Это первая подгруппа. Как правило, естественные трезвенники ничего или почти ничего не знают по алкогольной проблеме и не интересуются спиртным, если их не обманывать, не уродовать сознание проалкогольной ложью, они всегда будут жить трезво.
• Ко второй подгруппе ученый отнес людей, избравших трезвость, как нормальную, безалкогольную жизнь, СОЗНАТЕЛЬНО, на основе достаточного запаса научных знаний по алкогольной проблеме. Они единственные из всех, кто действительно пользуется свободой выбора между алкоголепитием и трезвостью. Это сознательные трезвенники – особо ценная часть населения, которую невозможно приобщить к спиртному. От других они отличаются принципиальностью, благожелательностью, сочувственным отношением к пьющим людям. При этом, алкоголиков они считают не отбросами общества, а жертвами пьющих, стараются в меру возможностей помогать им. Сознательные трезвенники могут не знать технологию производства спиртного, его влияние на биохимию и гистологию организма, но каждый из них для себя усвоил основные общие сведения по проблеме. Зачастую они добровольно пропагандируют трезвость, поскольку твердо знают, что поглощение отравы или наркотика – противоестественное, дикое и многосторонне вредное занятие, уродующее человека и его жизнь, отрицательно отражающееся на политических, экономических, демографических сторонах жизни общества.
• Третья подгруппа - религиозные трезвенники. Они не имеют научных знаний по алкогольной проблеме, их сознание заполнено мистическими представлениями, что делает их зависимыми от религиозных воззрений. Наиболее ярко это проявляется среди сектантов. По мнению ученого, религиозная трезвость является наихудшей разновидностью трезвости.
• К подгруппе «благоразумные трезвенники» отнесены носители трезвенной программы, сформированной на основе немногих достоверных сведений, путем настройки на трезвость и выработки трезвенного убеждения, или через принятие обета трезвости или клятвы.
По нашим наблюдениям имеется группа совестливых трезвенников, людей, которые не употребляют спиртное, потому что это плохо, это стыдно.
Если ориентироваться на концепцию Г.А. Шичко, то абстинентов следует относить к группе воздержанников – питейно запрограммированных людей, но не пьющих по причине болезни, страха, и пр., которых ученый также разделил на четыре подгруппы, отметив их алкогольные особенности, перед воздержанием.
• Первую подгруппу составляют случайно пьющие – питейно запрограммированные люди, регулярно и понемногу употребляющие спиртное. Они еще не имеют ни привычки, ни потребности.
• Вторая подгруппа – этанолопаты. Это питейно (проалкогольно) за-программированные люди, обладающие потребностью в спиртном, но еще не имеющие привычки. Часто это жертвы матерей, которые пили в период беременности и родили детей с «зародышевым алкогольным синдромом».
• Пьяницы отнесены к третьей подгруппе. Это люди, обладающие питейной запрограммированностью и питейной привычкой. Для этой категории характерно регулярное потребление спиртного по случаю праздников, важных семейных событий и т.д.
• Более тяжелая подгруппа – алкоголики, которые причиняют особенно большой вред обществу. Они характеризуются четырьмя признаками: питейная запрограммированность, питейная привычка, потребность в алкоголе и его потребление. Алкоголиков принуждает принимать спиртное три психофизических фактора: питейная запрограммированность, привычка и потребность.

Особую подгруппу абстинентов составляют умеренно или «культурно» пьющие. Так называют себя элитные пьяницы, считающие, что всегда контролируют свое алкогольное поведение. Они не-дружелюбно относятся как к трезвенникам, так и к алкоголикам. На самом деле культуропитейщики не способны воздержаться от спиртного в праздник, будучи в гостях, на юбилее руководителя и т.д. Их, как и алкоголиков, заставляет употреблять алкоголь питейная запрограммированность, у них имеется привычка к употреблению спиртного.
Таким образом, трезвенники не имеют ничего общего с абстинентами. Более того, они стоят на разных позициях и являются идейными противниками.

Комментарии

Читала и прикидывала - куда

Читала и прикидывала - куда себя отнести.Очень интересно.

Татьяна