Педагог С.А Рачинский и его школа в Татеве

Первый Межрегиональный фестиваль православных обществ трезвости им.С.А. Рачинского "Татевские чтения - 2012" начинается 25 октября. Сибиряки также примут в нем участие.

Русская народная школа. Ее истоки — это школа Л.Н. Толстого в Ясной Поляне под Тулой, школа княгини М.К. Тенишевой в Талашкино под Смоленском, а на Тверской земле, под Оленином — школа Сергея Александровича Рачинского в Татеве.
Когда подъезжаешь к Татеву, видишь небольшое озеро, а по берегу старый парк, где среди вековых лип и сосен, вязов и ясеней, дубов и кленов стоят кедры и грабы. Но главной примечательностью села Татева, известного на Руси с XVII века, бесспорно, является «школа благочестия и добрых нравов», в которой работал выдающийся педагог-просветитель Сергей Александрович Рачинский.
Необычна и непроста судьба этого замечательного человека. В сельскую школу он пришел, оставив кафедру физиологии растений при Московском университете.
Сергей Александрович Рачинский (1833 — 1902) — профессор, член-коррес-пондент Российской академии наук, математик и ботаник, понимая высокую значимость народного образования для развития страны, сознательно выбирает скромную судьбу сельского учителя.
С 1875 года он целиком отдает себя делу народного образования, работая в Татевской школе и одновременно открывая новые школы для крестьянских детей в Вельском и Ржевском уездах. Народным педагогом Рачинский стал в 42 года, а до этого были учеба в Московском университете на медицинском, потом на физико-математическом факультете. Еще в студенческие годы Сергея Александровича отличали энциклопедические интересы, целеустремленность, огромное трудолюбие и работоспособность. Предметом его научной работы была ботаника, однако он, мате-матик, одновременно занимается богословием и историей искусств, иностранными языками, музыкой, литературой, научными и художественными переводами.
Рачинский первый в России переводит с английского на русский знаменитый труд Чарльза Дарвина «Происхождение видов». А в Германии «Семейную хронику» известного русского писателя Аксакова издали в переводе с русского на немецкий, который также выполнил С.А. Рачинский.
Как преподаватель Московского университета, Сергей Александрович много лет провел в Европе, где находился в научных командировках. В Берлине он работал у немецкого ботаника И. Шахта, в Швейцарии изучал педагогическую систему Песталоцци, в Веймаре, на родине Гете и Шиллера, посещал музыкальную школу, где наблюдал за работой композитора Ференца Листа с одаренными детьми, но особенно глубоко его заинтересовала деятельность профессора Иенского университета Карла Стоя, основателя народной школы и педагогической семинарии. Богатый и разнообразный опыт, накопленный Рачинским как в России, так и за рубежом, не пропали даром.
В историю отечественной педагогики С.А. Рачинский вошел как основатель уникальной сельской школы с интернатом для крестьянских детей. Учебный процесс в Татевской школе строился так, что учитывались общечеловеческая культура, традиции народной педагогики, идеи православия, особенности сельского быта.
Крестьянские дети не отрывались от своей культурной среды. В школе учили земледелию, садоводству, пчеловодству, столярному делу, шитью, вышиванию, кружевоплетению. Одним словом, здесь готовили умелого и рачительного хозяина земли, способного достойно жить в местных условиях и не покидать ради заработка родной край.
Рачинский, подобно композитору Ференцу Листу, растил таланты, выявлял их и давал путевку в жизнь. Яркий пример тому — судьба известного русского художника Николая Петровича Богданова-Вельского, воспитанника Татевской школы. Заметив у бедного пастушка, росшего без отца, дар к живописи, Сергей Александрович везет его в Москву и на свои средства учит в школе живописи, ваяния и зодчества. Юноша учится у таких первоклассных мастеров, как В.Д. Поленов, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников. В русскую живопись Н.П. Богданов-Вельский вошел как певец «школьной жизни и крестьянских детей».
Ныне в Татеве, где жил и работал Богданов-Вельский, открыт музей. Посетители с интересом рассматривают картины «У дверей школы», «Сочинение», «У больного учителя» и, конечно, знаменитый «Устный счет». На этом полотне художник с подкупающей теплотой выписал образ любимого учителя.
Впоследствии, вспоминая свою жизнь, художник напишет: «На дорогу меня вывел Рачинский. Удивительный человек, учитель жизни. Я всем, всем ему обязан. На собственные средства он создал образцовую школу для крестьянских детей. Чистая и радостная атмосфера царила здесь».
...Прошли годы. Парк Рачинского жив и радует всех, кто посещает эти места. А в Татевской средней школе, носящей славное имя народного педагога, раздаются звонки, идут уроки, слышны детские голоса.
В школе бережно относятся к памяти замечательного педагога, выполняют его заветы; здесь гуманно относятся к детям. В актовом зале на стенах пейзажи местных художников, портрет Рачинского, выставки детских рисунков. А на уроках звучат тексты из книги Сергея Александровича «Сельская школа», решаются примеры из его сборника «1001 задача для устного счета»; дети на уроках рисования делают зарисовки с натуры, копируют персонажей с картины Богданова-Бельского «Устный счет».
Мысли выдающегося педагога-просветителя С.А. Рачинского о необходимости учить крестьянских детей прежде всего именно тому, что будет полезно им во взрослой жизни, всемерно развивать умственные способности, воспитывать чувство долга и ответственности за свои поступки; заботиться об их здоровье — все эти мысли стали программными в деятельности заведующей Оленинским районным отделом образова-ния Т.А. Черниковой, администрации и педколлектива Татевской средней школы, которым умело руководит Л.А. Али-Заде.
Образовательный процесс в этой школе выстраивается во многом на пе-дагогическом наследии С.А. Рачинского, разумеется, с учетом современных достижений в области психологии, педагогики, новейших школьных программ и учебников. Большое внимание здесь уделяется предметным кабинетам, их оформлению и оснащению книжным фондом и техническими средствами обучения.
Во многих кабинетах можно увидеть плакаты с высказываниями Рачинского о значимости изучаемых в школе наук и искусств:
Русский язык — необходимое орудие всякого учения, книжного и устного.
География знакомит нас с той сферой, на которой проходит вся наша жизнь.
Искусство — цветок, прихотливый и нежный. Это таинство, совершающееся только силой любви.
Любовь к природе, понимание ее красоты — один из лучших плодов истинного образования.
Имеются плакаты с высказываниями выдающихся людей и в других кабинетах: История — память человечества, научный фундамент деятельности и культуры (Вагин).
Высшее назначение математики в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает (Винер).
Как и во времена Рачинского, Татевская школа имеет интернат для детей из дальних сел и деревень. Численность учащихся в последние годы колеблется от 100 до 110 человек. Деятельность школы регламентируется Уставом школы и ученическим самоуправлением в форме «Парламентской республики», которая имеет свой герб и гимн. Есть здесь и свой Свод законов:
1. Закон образованного человека. Знания — величайшая ценность. Ни дня без строчки. Невозможно разделить знания на нужные и ненужные.
2. Закон точности. Время дорого, берегите его. Всякое дело должно начинаться и кончаться в срок.

3. Закон вежливости. Внимательно относитесь к людям. Старайтесь говорить «волшебные слова».
4. Закон человечности. Никому и нигде не делайте плохо и больно. Добро-желательно относитесь друг к другу. Быть человечным — приносить радость другим.
5. Закон здоровья. Забота о здоровье — дело каждого. Бережно относитесь к своему здоровью.
6. Закон улыбки. Улыбка делает человека красивым. Дарите улыбки людям.
7. Закон бережливости. Не ломайте, не портите ничего. Сбережем все, что нас окружает. Через год-два книги, пособия, оборудование потребуются другим детям, твоему брату, сестре.
8. Закон «Все сами». Все делаем сами: поддерживаем чистоту и порядок, ре-монтируем, мастерим, оформляем.
Неумолим бег времени. И сегодня, когда минуло более ста лет со дня кончины крупнейшего русского педагога конца XIX века С.А. Рачинского, не ослабевает интерес к его незаурядной личности, новаторским поискам и находкам.
В декабре 2002 года в Тверском областном институте усовершенствования учителей прошла юбилейная научно-практическая конференция «Педагогическое наследие С.А. Рачинского и сельская школа». Памяти замечательного педагога, уделявшего большое внимание школьному преподаванию русского языка, была посвящена еще одна конференция «Современное филологическое образование: новое содержание, технологии, учебно-методическое обеспечение».

Николай Лебедев, заслуженный учитель России

http://www.veche.tver.ru/index.shtml?news=20722

Село Татево и его обитатели

Сергею Александровичу Рачинскому посвящается
2 мая (по старому стилю) 1833 года он родился и ровно через 69 лет скончался. В некрологе своему учителю философ Василий Розанов напишет: «Рачинский есть человек XIX и вместе XIII века, пожалуй, единственный и первый у нас пример синтеза ученого и праведника (скорее -- благочестивца). Да будет мирен его загробный покой».
Некоторые исторические источники связывают появление барской усадьбы Рачинских с введением в силу Манифеста Екатерины II от 26 февраля 1764 года о частичном, но существенном изъятии церковных и монастырских земель в пользу казны. Часть изъятого передавалась в частные руки, и по этому Манифесту Рачинские якобы получили 9000 десятин земли вместе с крестьянскими душами. Церковники и противники реформы называли такие имения воровскими. Выходит, что село Татево, «дворянское гнездо» Рачинских, получило имя от слова «тать» (вор). Другая версия объясняет название села от слова «тата», то есть батюшка-отец, малое отечество.
За пять лет до обнародования манифеста в Татево приезжал 20-летний конногвардеец Григорий Потемкин, будущий светлейший князь Таврический, фаворит императрицы. Приехал он на правах родственника к Антону Рачинскому, женой которого была Ольга Потемкина. Уже тогда у Рачинских имелась большая библиотека. Здесь-то и «заточил себя на полгода» Григорий, жадный до книг и знаний.
Сын Антона и Ольги Рачинских, Александр, женат на младшей сестре поэта Евгения Баратынского, тогда уже вышедшего в отставку и проживающего в Москве. Сестренку Варвару -- она на десять лет младше брата -- поэт считал ребенком, очень любил и часто навещал ее «в смоленской глуши» (город Белый, присоединенный к России только в 1654 году, входил в Смоленскую губернию). Из шести детей Александра Антоновича и Варвары Абрамовны двое оставили о себе долгую память.
-- Молодец, братец. Маленькое дело лучше большого безделья, -- и, передав мальчишке бумагу и карандаш, добавил: -- Рисуй, братец, на радость отца и матери.
Погрустнел пастушок, признался, что он сирота и зовется в деревне Богдановым (Богом данным, незаконнорожденным, стало быть).
Второй раз с Николой-пастушком Сергей Александрович встретился в шоптовской школе, уже оставив университетскую профессуру и навсегда вернувшись в Татево. Ученик наскоро набрасывал портрет знакомого барина и не слышал, как тот оказался за его спиной. Карандашный портрет был показан дома двум Варварам:
-- Надо же, деревенский мальчишка какой! Пополнение в твою коллекцию.
Рачинский считал своим долгом содействовать способным ученикам. Богданова он взял в свою школу до весны 1882 года, а затем устроил троих выпускников в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре. Трое бельских пареньков -- Николай Богданов, Тит Никонов и Иван Петерсон -- отправились в мир художественного творчества. Сергей и Варвара Александровичи внимательно следили за успехами своих питомцев.
Мысль о своей школе, о полной отдаче себя народному образованию будоражила Рачинского со студенческих лет. 22 мая 1862 года он просит Льва Николаевича Толстого прислать журналы «Ясная Поляна» и поделиться советами по поиску учителей, попутно сообщая: «Сестра (Мария) завела прошлою осенью школу, и она идет отлично. Учеников у нее было зимой 28... Необходимо придать деду больше прочности. Все те, кто в наших странах занимаются обучением детей, народ пьяный, колотящий ребят без пощады. Нам нужен хороший человек, человек попроще, который имел бы охоту к делу и здравый смысл...»
Варвара Александровна была умна, музыкальна, заботлива, помогала брату, открыла и содержала свою школу, но в личной жизни несчастлива и умерла в 55 лет. Чтобы как-то скрасить одиночество, она удочерила девочку Ольгу, которая, повзрослев, работала медицинской сестрой Татевской больницы. Перед окончанием Московского училища живописи, ваяния и зодчества Николай Богданов сделал предложение Ольге.
Пекарь Рачинских Мария Медведева так описывает последующую за этим сцену: «Возмутилась барыня Варвара Александровна, разгневалась, узнав о любви безродного художника и ее названной дочери Ольги Львовны. Она и мысли не могла допустить, чтобы ее крестница, приемная дочь встречалась, а тем более вышла замуж за бывшего пастуха...»
Ольга ушла от барыни, уехала учиться во Францию, вернулась в Петербург уже знающим врачом, и по разрешению «ее превосходительства Варвары Александровны» вышла замуж за Ефима Канцеля.
А Николай Богданов, прослушав упреки своей бывшей покровительницы, собрал вещи и уехал из Татева заканчивать учебу, странствовать и утверждать свой талант на российских и международных выставках. Через девять лет он купит имение Давыдово, в десяти верстах от Татева.
Сохранилась огромная переписка Сергея Александровича со многими известными людьми, включая таких разных титанов, как писатель Лев Толстой и обер-прокурор Синода Константин Победоносцев. Главная тема переписки -- образование и воспитание народа. Своим рескриптом от 14 мая 1899 года император Николай II ставит С.А. Рачинского в пример «благородному сословию» за труды «по устройству школьного обучения и воспитания крестьянских детей в нераздельной связи с церковью и приходом» и назначает Рачинскому пожизненную пенсию в 3000 рублей.
К этому времени у Рачинского под опекой находилось 18 школ, а число учеников приближалось к тысяче.
Из Татева 2/15 мая 1902 года в Петербург пришла телеграмма от Варвары Александровны: «Брат Сергей тихо скончался сегодня». Николай Богданов сразу же поехал отдать последний долг человеку, которому «многим, если не всем, обязан».
4/17 мая состоялись похороны. В Татево съехалось множество людей из близких и дальних городов и сел -- бывших учеников, почитателей, корреспондентов, ученых. Покойный ко всем из них имел касательство, ведь он был литератором (писателем, журналистом, драматургом), ученым (ботаником, математиком, членом-корреспондентом Академии наук), педагогом (профессором университета, учителем, учредителем и опекуном двух десятков народных школ) и уважаемым человеком.
Стояла тихая погода. Птичий концерт воспевал весеннюю любовь. Перед семейным склепом, при ярком солнце, кто-то вымолвил: «Последний урок дан. Учительство Рачинского в знаменитой Татевской школе кончено!..»
Татево и его обитатели продолжают жить в картинах своего великого земляка: «Тайная молитва», «Бесприютные», «Воскресное чтение в сельской школе», «Устный счет», «У дверей школы», «У больного учителя», «Проводы новобранца», «Бывшие товарищи», «Проба голосов», «Письмо», «Сочинение», «Дети на уроке», «Между уроками»...

http://www.veche.tver.ru/index.shtml?news=2311

Учитель Рачинский
Я твердо верю в будущность этой бедной, темной, едва возникающей сельской школы.
С.А. Рачинский

5 июля 1901 года в день своего ангела Сергей Александрович Рачинский предложил своим собеседникам приискать к следующему году (то есть 1902-му) эпитафию на его могильную плиту и сам же разрешил затруднение, назначив для надписи слова Господа: «Не о хлебе едином жив будет человек» (Мф. 4.4.). Замечательно! Предугадал год своей смерти.
Сергей Александрович (1833 -- 1902) родился в селе Татево, окончил естественный факультет Московского университета, преподавал на кафедре ботаники, был членом коллегии Петербургской академии наук.
В 1868 году вышел в отставку и поселился в Татеве, где руководил работой школы для крестьянских детей, открытой в 1875 году на его собственные средства, построил для нее новое здание. Рачинский уделял главное внимание воспитанию в духе православия, давал ученикам не только знания, но и приучал к труду.
Большую помощь в продолжении образования оказывал Рачинский талантливым ученикам, а среди них художнику Н.П. Богданову-Бельскому, создавшему художественную летопись школы Рачинского; сделал школу центром движения за трезвость. К 1902 году в Татевскую книгу трезвости было внесено 2 тысячи крестьян окрестных деревень, давших обет не пить спиртного.
Есть много свидетельств, рассказов, воспоминаний о Рачинском людей разных возрастов, профессий. Среди них священник с Бобровки отец Алексей Никольский. Нам, современникам, интересно узнать о том, каким был Рачинский, актуальны, полезны и современны ли его мысли о школе, о трезвом образе жизни и так далее.
Современники о Рачинском рассказывали: «Спросишь, бывало, какого-нибудь мужичка, так, при случае, к слову: «А ты разве знаешь, дядя, Сергея Александровича из Татева?» -- «Да кто ж его не знает, батюшка? -- ответит мужичок. -- Этакие люди у всех на виду, их немного, -- продолжает мужик. -- И то сказать, что за барин! О себе ему некогда и подумать: целый день в школе с ребятами, а то и больших поучает разуму. Да, -- закончил мужик, -- этого барина послушать -- настоящим человеком будешь».
Необыкновенная доброта во взгляде, простота, мягкость и сердечность в обращении производили обаятельное действие на собеседников, которые чувствовали благоговение и уважение к его личности. Людям этот человек служил самоотверженно и бескорыстно. Недаром князь А.Н. Мещерский в своих воспоминаниях о Сергее Александровиче эпиграфом поставил отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».
Беседуя с ним, современники испытывали от его беседы какое-то душевное спокойствие, внутреннюю теплоту, подъем, как будто в тебя невидимо вливается новая живительная сила. Будучи сам глубоко верующим человеком, Сергей Александрович и в других зажигал чистый светильник искренней веры и любви к Богу и к ближнему.
Каждое лето в Татеве собиралось много гостей, почитателей и бывших учеников Сергея Александровича, а среди них и такие выдающиеся личности, как историк князь С.Д. Шереметев, философ В.В. Розанов и даже сам владыка Николай Японский (Касаткин), глава миссии Русской православной церкви в Японии, основатель множества православных училищ и братств среди островного населения.
Все эти гости жили с Сергеем Александровичем в его школе, лишь только по праздникам собирались в барском доме. Многие из современников и учеников С.А. Рачинского приезжали к нему после опубликования в 1881 году знаменитых «Заметок о сельской школе». Все они хотели трудиться «на ниве народной».
Кстати, за свою жизнь С.А. Рачинский построил около 30 школ, из которых сейчас сохранилась лишь самая первая -- татевская.
Многие из современников и учеников С.А. Рачинского вспоминают знаменитые «школьные походы» со школьниками за 120 верст в Нилову Пустынь. Шли туда и обратно только пешком. Участвовали в этих походах до 60 человек, в том числе ученики и учителя. Рачинский был среди них.
Особое внимание уделял Рачинский трезвому образу жизни. Сохранились письма С.А. Рачинского священнику села Бобровка А. Никольскому, где Сергей Александрович рассказывает о своей работе по созданию в округе общества трезвости.
«Татево, 7 марта 1901 года
Многоуважаемый отец Алексей!
Не унывайте. Всякое начало трудно. Могу только повторить мой совет. Начинайте не с закоренелых пьяниц, а с людей твердых и трезвых, коих надлежит привлекать в общество, одушевляя их желанием принести пользу более слабым братьям…
Опаздываю ответом, ибо неожиданно отлучился недели на две в Петербург. Там мне удалось открыть маленькое общество трезвости в среде студентов Духовной академии. На меня продолжают сыпаться письма из всех уголков России и Сибири. Повсюду возникают новые общества трезвости, иные с великим успехом.
Опять посылаю вам кое-что печатное. Поручая себя молитвам вашим, остаюсь преданный вам С. Рачинский.
P.S. Прилагаю устав, весьма простой и дельный, одного из наших обществ трезвости (в земле войска Донского). Простите краткость и спешность этого письма. К почте приходится написать их более тридцати».
В уставе общества трезвости, который прикладывает Рачинский к письму, в одном из пунктов написано: «Член общества трезвости не должен ни под каким видом дозволять своим несовершеннолетним детям употреблять спиртные напитки».
Несколько раз во время фольклорно-этнографических экспедиций была в селе Татеве Оленинского района, где долгие годы жил и трудился замечательный общественный деятель, педагог и просветитель С.А. Рачинский. Бывала я в его доме, школе, ходила по старинному парку, беседовала с современными жителями села. Село Татево расположено в красивой местности. Даже сейчас, спустя многие годы, видно, что село было хорошо обустроено. В селе Татеве есть не только средняя школа, но и Дом культуры, краеведческий музей, которым руководит учитель истории В.М. Марченкова, есть библиотека и почта. Однако остатки прекрасной усадьбы второй половины XVIII -- начала XIX века, регулярный парк с редкими породами деревьев, Троицкая церковь требуют восстановления.
И по сей день в родном селе чтут его память и традиции великого труженика. Опыт Рачинского по созданию первой в России сельской школы «с правильным общежитием» (интернатом) сегодня может стать одним из важнейших в деле преобразования Центральной России, где сейчас, словно градом, повыбивало людей, где с лица земли снесло цветущие некогда деревни и села.

Людмила КОНЦЕДАЙЛО

http://www.veche.tver.ru/index.shtml?news=14647