Художник Богданов-Бельский Н.П. (Таланты Тверского края)

Николай Петрович Богданов-Бельский, внебрачный сын батрачки, родился 8 декабря 1868 года в деревне Шопотове Бельского уезда Смоленской губернии (сегодня – Оленинский район Тверской области). При крещении его записали Богдановым, т. е. — богом данным. А Бельским он стал впоследствии, присоединив к фамилии название родного уезда. Художественные способности стали проявляться у мальчика с 6-7 лет. Учился он в ныне знаменитой школе С. А. Рачинского в селе Татево.

С. А. Рачинский был легендарной личностью. Профессор биологии, богатый человек, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят.

Заботясь о мальчике, его, тринадцатилетнего, С.А. Рачинский отдал в Троице-Сергиеву лавру — монастырь, где была рисовальная школа. В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие деньги в то время. С 18-ти лет Богданов-Бельский стал жить своим трудом, хотя Рачинский продолжал высылать ему деньги ежемесячно.

В Троице-Сергиевой лавре он пробыл два года. Затем Рачинский определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры часто получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников.В 1890 году он совершает поездку в Константинополь и на Афон.

На Афоне 19-летний Богданов-Бельский встречает 17-летнего Малявина, занимающегося там иконописью. Малявин был очень удивлен натурными (светскими) этюдами Богданова-Бельского. Впоследствии его с Афона заберет скульптор В. А. Беклемишев — профессор, ставший затем ректором петербургской Академии художеств.

В 1894 — 1895 гг. Н. П. Богданов-Бельский продолжает учиться живописи в петербургской Академии Художеств у И. Е. Репина. На деньги, вырученные за картину «Воскресное чтение» (1895, Государственный Русский музей), он едет в Париж, где занимается живописью в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси. Затем он работает в Мюнхене и в Италии. Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей.

Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 — 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911), Ф. И. Шаляпина (1916) и многих, многих других. Он часто приезжает из любимой деревни Татево Смоленской губернии, где у него была мастерская, в Петербург. Здесь он живет подолгу, исполняя заказы.

Несмотря на разнообразие и характер заказов, персон, которых он писал, художник в своем творчестве отдавал всю свою любовь и сердце детям. Доброта, чистота восприятия мира, искренность — эти качества в детях заложены природой. Надо быть очень светлым человеком, обладать теми же качествами, чтобы с такой любовью и непосредственностью всю жизнь изображать детей.

В 1903 г. Николай Петрович Богданов-Бельский за заслуги на художественном поприще избран в академики живописи. Ему 35 лет. С 1907 по 1921 год он возглавлял общество Куинджи, которое занималось поддержкой молодых художников.

Регулярно приезжал в село Островно на берегу озера Удомля. Впервые в удомельский край Богданов-Бельский приехал в 1907 году по приглашению художника А.В. Моравова, который в свою очередь был приглашен В.К. Бялыницким-Бируля: “Находясь в большой дружбе с художником Богдановым-Бельским, Моравов написал ему, красочно описывая здешние места и замечательные условия для работы, так что к группе собравшихся художников скоро присоединился Николай Петрович с женой Натальей Антоновной” (Е.А. Бируля).

В 1914 г., в 46 лет, он становится действительным членом Академии художеств. Наступает расцвет творческих сил художника.

По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович Богданов-Бельский в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941). В Риге заведует художественным музеем известный художник, ученик А. И. Куинджи, выпускник Академии Художеств — В.-К. Ю. Пурвит. Он помогает Н. П. Богданову-Бельскому организовать персональную выставку в музее (в конце декабря 1921 — январе 1922). Среди 52 произведений — портреты К. Станиславского, Ф. Шаляпина, К. Коровина и др. Целый ряд работ с выставки приобретается. Это прибавляет сил. Художник продолжает с увлечением работать над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии.

На первой советской выставке в Америке в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. Как отмечала пресса тех лет, вместе с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова, К. Юона и других известных художников они составили яркое, красочное зрелище русского искусства.

На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.

В 1929 г. на выставке русской живописи в Копенгагене весь первый зал отведен под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украшают страницы датской печати. Продается много работ. Вот почему огромное количество произведений Богданова-Бельского рассеяно по странам Западной Европы. Они для российских зрителей, коллекционеров всегда будут новыми. Неизвестные полотна еще и еще будут появляться на зарубежных аукционах.

Когда в 1928 году художнику исполнилось 60 лет, ему пришло множество поздравительных писем, телеграмм. И. Е. Репин прислал своему ученику из Куоккалы восторженное письмо, он радуется его успехам.

В 1936 г. — пятьдесят лет творческой жизни. Художник достиг высокого профессионализма. Он по-прежнему целеустремлен в работе, только сетовал на то, что так мало работал в первой половине жизни.

В апреле 1941 г. Богданов-Бельский посылает картину «Пастушок Прошка» (1939) на выставку в Москву. Казалось, еще есть силы и возможность работать, но начинается война, годы оккупации. Нет источников вдохновения, и в это время творческие силы покидают художника навсегда. Он заболевает. Необходимо лечение, операция. Жена увозит его в берлинскую клинику. Сделана операция. 19 февраля 1945 года во время бомбежки Н. П. Богданов-Бельский умирает. Похоронен на русском православном кладбище Тегель в Берлине.

Его картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и множестве других. Прекрасные работы художника присутствуют на самых крупных мировых аукционах «Кристи» и «Сотбис». Успех не оставляет художника и сегодня. Спрос на его произведения стабильно высок. Многим россиянам осталось неизвестным творчество Н. П. Богданова-Бельского за последние 20 лет его жизни. Колорит картин звенит в его импрессионистической живописи. Все согрето любовью и талантом художника. Безусловно, Богданов-Бельский был солнечным человеком. Пока светит солнце, зеленеет трава, пока появляются улыбки на лицах детей, — картины его будут необходимы.

Материал взят с сайта "Петербургский художник".

http://www.tver20.ru/index.php/dlya-vas/37-mir-iskusstva/39-khudozhnik-b...