По страницам газеты «Правда»
Потенциальный хозяин Белого дома нажил миллионы долларов на работе с крупными табачными компаниями в США и РФ. Всего в России сегодня около 44 миллионов курильщиков.
В начале 90-х годов прошлого века экс-губернатор Массачусетса Митт Ромни являлся главным управляющим «Бэйн энд Компани» — консалтинговой фирмы, ставшей для него трамплином в карьере.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ромни во главе инвестфонда «Бэйн кэпитэл» активно освещается в США, но его роль в «Бэйн энд Компани» почти ускользнула от критического взгляда общественности, сетует «Хаффингтон пост».
И вот теперь издание путём расследования выяснило: «Консалтинговая фирма помогла «Филипп Моррис» увеличить прибыль в США и оказала поддержку двум другим табачным титанам, когда они состязались за выход на российский рынок».
По данным авторов, «Бэйн энд Компани» также «действовала в тени постсоветской экономики, в том числе помогала организовывать анонимные, запутанные денежные платежи, дабы скрыть крупные сделки от регуляторов и конкурентов».
Таким образом, «Бэйн энд Компани» участвовала в «куче-мале» (по выражению издания), в ходе которой «разворовывались крупные отрасли промышленности, между тем как западные технократы помогали передать богатства России в руки кучки олигархов».
«Бэйн энд Компани» закрепилась в России, используя деньги американских налогоплательщиков, «применяя методы, хорошо отточенные в США», говорится в статье. В марте 1993 года американское правительство заключило с «Бэйн энд Компани» контракт на 3,9 миллиона долларов, по которому фирме поручалось консультировать администрацию Ельцина на темы приватизации. «Советники Ромни помогали иностранным компаниям и потенциальным олигархам разобраться, как лучше присвоить богатства России. Был даже написан официальный учебник», — продолжает издание. «Бэйн энд Компани» также пользовалась связями среди высокопоставленных российских чиновников, чтобы организовывать выгодные сделки для своих клиентов — табачных компаний.
Для американских и британских производителей сигарет российский рынок стал эдакой палочкой-выручалочкой: «В их странах объём продаж снижался, поскольку компании осуждались за продажу товара, вызывающего никотиновую зависимость и смерть».
По сообщению «Хаффингтон пост», расследование подготовлено по материалам архивов, интервью бывших сотрудников «Бэйн энд Компани», американских экспертов, московских борцов с курением и тех, кто по личному опыту знаком с «периодом разнузданной приватизации в России».
Между тем в России «настоящий кризис в области здоровья населения», заявляет Мэттью Л. Майерс, президент «Кэмпэйн фо тобакко-фри кидс». По его словам, деятельность крупных западных табачных компаний в России непосредственно повлияла на астрономический рост числа курящих среди молодёжи, особенно девушек. Если в 1992 году никотином баловались лишь 7% россиянок, то в 2009-м — почти 22%.
Всего в России сегодня около 44 миллионов курильщиков. По словам Дмитрия Янина, главы одной из организаций защиты потребителей, ежегодно в России 400 тысяч человек умирают от болезней, связанных с курением. При этом «Бритиш американ тобакко» (БАТ), клиент «Бэйн энд Компани» в описываемый период, контролирует почти четверть рынка и сохраняет тесные связи с высокопоставленными чиновниками, утверждает издание.
Сам Митт Ромни не курит, поскольку это запрещено его верой — мормонизмом, напоминает «Хаффингтон пост». Но именно контракты с крупными табачными компаниями помогли экс-губернатору Массачусетса в начале 90-х годов XX столетия спасти «Бэйн энд Компани» от банкротства и привести фирму к процветанию, полагают авторы. Например, «Бэйн» рекомендовала «Филипп Моррис» «начинать и осуществлять программы по поддержке прав курильщиков, бороться с решениями регуляторов и улучшать свой корпоративный имидж» в США.
«В тот же период, когда «Бэйн энд Компани» начала налаживать более тесные связи с БАТ, фирма Ромни сумела понравиться ещё двум крупным клиентам — правительствам США и России», — отмечает интернет-издание. По данным авторов, в 1993 году по инициативе Агентства США по международному развитию «Бэйн энд Компани» стала одним из главных консультантов администрации Ельцина по вопросам приватизации, причём её гонорар — 3,9 миллиона долларов — оплатили американские налогоплательщики.
«Хаффингтон пост» вводит читателей в курс дела: «Как предполагалось, в России приватизация станет шагом к демократии. Но из-за подставных аукционов и других сомнительных захватов, устроенных правительством России и его финансовыми советниками, российские граждане вскоре обнаружили, что в постсоветской экономике им не принадлежит почти ничего, а кучке лиц со связями в политических кругах — практически всё». «РФ была вроде завоёванной провинции, а «Бэйн» и другие дельцы-авантюристы помогали разделить трофеи», — уверен экономист Дэвид Эллермен, в начале 90-х годов прошлого века работавший во Всемирном банке.
«Бэйн энд Компани» старалась извлечь выгоду из всего, считает издание. «Она не только отвечала за тысячи случаев приватизации за ваучеры, но и рекламировала свою российскую команду как экспертов по передаче госсобственности РФ в частные руки, суля большую прибыль благодаря своим связям с российскими властями», — утверждается в статье. Иначе говоря, «Бэйн» работала по обе стороны баррикад: например, развивала приватизацию в Саратовской области и одновременно консультировала БАТ по вопросу о покупке табачной фабрики в регионе.
«Консультанты «Бэйн энд Компани» также разъясняли БАТ, как она теоретически может уклониться от уплаты налогов в России, сообщая, что почти все в цепочке поставок сигарет пользуются замысловатыми уловками с налогами», — пишет газета. Упоминалось о «манипуляциях со счетами-фактурами» и «подкупе таможенников». Из другого доклада следует, будто в «Бэйн» знали о разгуле коррупции: розничных торговцев часто «контролирует организация типа мафии».
«А «Бэйн энд Компани» понимала: БАТ осуществляет много сделок в РФ, ввозя сигареты контрабандой», — продолжает «Хаффингтон пост», ссылаясь на статью Анны Гилмор из британского Университета Бата.
Газета подробно останавливается на приобретении БАТ некоей табачной фабрики в Саратове. «Компания никогда не смогла бы заключить эту сделку без помощи «Бэйн». Консультанты договаривались о цене покупки с конкретными рабочими и сомнительными инвестфондами, организовывали запутанные, небезупречные в юридическом плане операции. Сотрудники «Бэйн энд Компани» лично вручали деньги владельцам предприятия», — говорится в статье. Например, чтобы сохранить конфиденциальность, средства пересылались на личные счета сотрудников «Бэйн» и БАТ. «В странах, где лучше развито верховенство закона, подобные действия запрещены юридически», — разъясняет издание. Но, по словам профессора экономики Дэвида Катца (Массачусетский университет), то была типичная уловка западных компаний в России, занимавшихся «уклонением от уплаты налогов, отмыванием денег и/или старавшихся скрыть свою причастность к сомнительной сделке и связи с крайне неприятными фигурами».
Позднее «Бэйн энд Компани» помогала БАТ также на рынках табака в Турции, Узбекистане, Киргизии и Казахстане.
«К 1995 году Ромни покинул «Бэйн энд Компани», но механизм, запущенный под его руководством, продолжал работать. Табачный бизнес стал частью корпоративной культуры «Бэйн». Он никого не коробил», — констатирует «Хаффингтон пост».
Кульминацией «российских контрактов» «Бэйн энд Компани» стала реклама сигарет среди подростков и женщин — «один из самых опасных и эффективных проектов фирмы», по выражению авторов. Сегодня БАТ продаёт в России губительную продукцию, к которой прилагается бесплатный подарок — бижутерия. «Российские подростки никуда не могут спрятаться от табачной индустрии, даже если захотят», — заключает виртуальное издание, поясняя, что сигареты открыто рекламируются в глянцевых журналах и кинотеатрах.