Статья "Тувинская национальная идея"

Автор: Тарбастаева Инна, Чаяна

Тувинское общество в настоящее время остро нуждается в Национальной идее. Нынешняя внутренняя неопределенность порождает глубокую апатию, деградацию воли, потерянность. Это чувствуется как на индивидуальном уровне, так и на состоянии всей нации в целом. Своими размышлениями по поводу жизненной стратегии тувинского народа поделился аспирант Института филологии СО РАН Председатель Молодежно-студенческого общества «Идегел» и Философского клуба Ондар Чойган. 7 апреля 2012 г. в рамках Философского клуба в Новосибирской областной юношеской библиотеке состоялась встреча - «Тувинская национальная идея».

Выступление получилось в виде некоторого анализа прошлого и возможностей настоящего. В своем докладе он опирался на научные труды Чимизы Ламажаа, Николая Абаева и других исследователей. Выступление было очень глубоким, содержательным, в тоже время эмоциональным и никого не оставило равнодушным.

Судьба тувинской нации в руках нашего поколения

Нашему поколению выпала историческая возможность стать субъектами позитивных изменений в тувинском обществе. Нам предстоит решать судьбу тувинской нации. С одной стороны, переживаем тяжелое время, когда народ, лишенный духовного содержания, растерян. С другой - в этой неопределенности есть свобода действий, возможностей для развития, выхода из кризиса. Чувствуется некоторый драйв нашего времени.

Поиск Национальной идеи – это попытка понять себя

Нам не нужно придумывать никакую новую идею. Нам не нужно подражать каким-то моделям. У нас, как у любого самобытного народа, есть уникальный национальный характер, своеобразное видение мира, особый жизненный опыт. Поэтому необходимо саморефлексировать, пытаться понять самих себя, определять проблемы и объяснять их, искать концептуальную основу нашей культуры, использовать современные методы решения. В этом и состоит поиск национальной идеи.

Методология поиска

При исследовании Тувинской национальной идеи в качестве методологии необходимо использовать контекстуальный, концептуальный, процедурный принципы анализа. Контекстуальный позволяет глубже понять среду, почувствовать атмосферу жизни общества, условия, при которых формируются особенности характера народа. Прежде, чем проводить в обществе модернизацию, необходимо исследовать контекст. Без этого общество не воспримет реформы и начнет отторгать их.

Концептуальный предполагает поиск ядра, основополагающей конкретной, четко обоснованной идеи. Национальная идея должна отражать истинную сущность тувинского народа, его внутреннее мироощущение.

Процедурный, или механический, сводится к использованию средств, инструментов для трансляции национальной идеи. Нам нужны эффективные современные технологии для реализации задуманного. Только при сочетании всех этих трех принципов можно проводить преобразования в обществе. Иначе любые изменения будут либо некачественными, или более того, окажут отрицательное воздействие.

Тувинский контекст

Прежде всего, рассмотрим контекст нашего общества. В настоящее время это возможно сделать благодаря процессу архаизации, то есть массовому стихийному обращению к коллективному прошлому в условиях кризиса социальной трансформации. Как справедливо утверждает Чимиза Ламажаа в работе «Архаизация общества в период социальных трансформаций», такой процесс не всегда можно охарактеризовать как отрицательный. В числе его положительных моментов, находится тот, который позволяет, проанализировав элементы «возврата» тувинцев, реконструировать контекст тувинского народа.

Удивительно, но свою внутреннюю опору наш народ ищет не в XIX-XVIII вв., а гораздо глубже - I-II в. н. э. Это время формирования кочевых тюрско-монгольских цивилизаций и глубинные основания тувинской культуры коренятся именно там. С тех давних пор и вплоть до XX вв. сильных социальных трансформаций в обществе не происходило, поэтому чтобы понять себя, нам нужно вернуться в ту древнюю эпоху.

Согласно исследованиям Чимизы Ламажаа, выделяется следующее поле понятий, которое характеризует тувинский контекст:
Сезонное кочевничество (время, пространство).
Скотоводство (имущество, собственность).
Племенные группы (семья, общество).
Природа (окружающая среда, условия жизни народа)
Старейшина (власть, организации общественной жизни).

Тенгрианство в нас

Говоря о концептуальных основах национальной идеи, следует исследовать духовный опыт тувинцев. Согласно трудам современных ученых-тувиноведов – Николаю Абаеву, Марины Монгуш, Ольги Хомушку - философско-религиозное мировоззрение тувинцев состоит из тенгрианства и буддизма. На перекрестке двух миров и следует искать идейный потенциал национальной основы народа.

У тенгрианства нет письменных источников, но оно крепко держится в коллективном бессознательном тувинцев. Чтобы найти его в себе, нужно провести следующую операцию: «убрать» из тувинской культуры все элементы буддизма и шаманизма, оставшиеся будет тенгрианством.

Это мировоззрение имеет более глубокие корни, поэтому «возвращаются» современные тувинцы именно к тенгрианству, и в меньшей степени, к буддизму.

В каждом из нас есть следующие ощутимые концепты тенгрианского мироощущения:
«Время» и «пространство» («тувинское время»);
«Салым-чол» (жизненный Путь, судьба, предопределенность, данность, проект жизни);
«Дээр-ада» (Небо – сущность, которая пронизывает все в природе);
«Улуг» (старший);
«Бурган» (некое высшее существо, идея о «Едином Боге»);
Природа.

Я выделил три концепта тенгрианства, которые можно использовать в качестве элементов при построении модели Тувинской национальной идеи.

Во-первых, отношение человека к природе, которое в современных условиях глобального экологического кризиса оказывается актуальным и востребованным. По сравнению с западной цивилизацией материалистического толка в этом плане мы идем далеко вперед. Тувинское сакрально-уважительное отношение к природе может стать эталоном будущего для всего человечества.

Во-вторых, отношение к «пространству» и «времени». Времени, несмотря на технический прогресс, современным людям катастрофически не хватает. Они вынуждены все время контролировать себя вплоть до минут и секунд. Такая зажатость и напряженность противоречит внутренней естественной свободе человека. Отсюда депрессии, стрессы, нервные срывы делового мира. Что касается пространства, то с помощью новых технологий оно одновременно расширяется и сильно сужается. Интернет дает свободу увидеть весь мир, не выходя из комнаты. Но маленький экран монитора не может заменить реальный живой контакт с окружающей действительностью. В будущем люди устанут жить в таких жестких рамках. Уже сейчас наблюдается повышенный интерес к этнической культуре, внутренней свободе, народному духу.

У тувинцев же еще совсем недавно местом обитания, действия была не комната, а пастбище, аал, природа. Время измерялось днями, неделями. Мы сохранили в себе такое открытое восприятие - внутреннюю пространственно-временную свободу. В наши дни это редкая культурная ценность, предмет национальной гордости. Правда, для дальнейшего развития такое мировосприятие может стать препятствием.

В-третьих, отношение поколений: почитание родителей и культ детей. С точки зрения самосохранения важна трансляция национальных ценностей. Когда теряется преемственность на уровне семьи, то целые поколения остаются без почвы под ногами, теряются в окружающей действительности. Поэтому молодым крайне важно сохранять и культивировать у себя уважение к старшим, несмотря на то, что те существенно отстали от реалий современности. Не измерять истинную значимость и ценность родителей поверхностными изменениями в мире, а беречь и всячески поддерживать связь поколений. Кроме этого, нам необходимо возрождать многодетные семьи.

«Тувинский буддизм»

Что касается буддийской составляющей тувинского мировоззрения, то она крайне востребована и ценна в настоящее время. Ее можно охарактеризовать следующими признаками:
во-первых, в связи с неопределенностью времени и социальными переменами наблюдаются духовный голод и тенденции к возврату к трансляторам духовных ценностей;
во-вторых, общий уровень образованности населения Тувы растет, осознание эффективности буддийской философии с точки зрения ее пользы растет;
в-третьих, буддизм, в частности, его глубинная и достаточно современная философия становится очень популярным на Западе, в том числе в России, что является немаловажным фактом популярности буддизма в Туве;
в-четвертых, приезд Его Святейшества Далай-Ламы в 1992 г. и дальнейшая трансляция Учения Будды через опытных мастеров буддийской философии оказали сильное влияние на религиозную идентификацию народа.

Исходя из этого, вижу три варианта развития буддизма в Туве. Первый – обрядовый буддизм. Характеризуется интересом населения к обрядам, ритуалам, что относится больше к буддийской культуре, нежели к философии. В таком виде значительного влияния на мировоззрение тувинцев буддизм не окажет. Будет существовать некая смесь буддийского и тэнгрианского мировоззрений. Такая форма сейчас преобладает и современным вызовам времени она не отвечает.

Второй – введение монастырской образовательной системы по аналогии с прошлым опытом самого народа и тибетской культуры. Но в связи с несформированностью монашеской культуры у тувинцев, проблемой ресурсов по строительству монастырей и системы монастырского образования такая форма маловероятна.

Наиболее интересен третий вариант развития буддизма - «светский буддизм». При нем в обществе есть достаточное большое количество практикующих мирян-буддистов, имеющих пять обетов: не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать, не употреблять спиртного и других наркотических веществ. Они создают все внешние условия для практики Дхармы: ретритные центры, дхарма-центры т.д. Буддийская философия, с точки зрения современного контекста, во многом может помочь решить проблемы тувинского общества, связанные с закостенелостью, неуверенностью, смертностью – преступностью и болезнями в обществе.

Тувинская национальная идея

По словам Чойгана, национальная идея должна быть конкретной, ясной, четко обоснованной. Иначе, она окажется слабой и неспособной стать надежной опорой тувинскому народу. Из его размышлений Идея состоится из двух составляющих:

самосохранение тувинского народа в современном мировом контексте;
миссия по сохранению и трансляции чистого Учения Будды.

Для ее реализации автор предлагает возродить, а где-то и построить следующие элементы общественной жизни.

Во-первых, семья. Здоровая семья, воспитывающая детей в духе буддизма, это ядро возрождения тувинского общества. Крепкий фундамент для укрепления национальной идеи. Необходимо возродить традиции многодетности и высокого уровня рождаемости для увеличения численности тувинской нации. Распространить идею семьи на всю Туву для укрепления единства народа, консолидации не по родовому, а по общенациональному признаку.

Во-вторых, богатство. Не «выживать», а создавать благоприятные условия для духовного развития. Не ждать материальное обеспечение «извне», а увеличивать число богатых людей среди тувинцев, мотивированных национальной идеей. Другими словами, нам нужны «Богатые Бодхисаттвы», имеющие богатство для блага других.

В-третьих, «за Саянами». Лучше жить за пределами Тувы, чтобы развивать Туву. «За Саянье» дает свободу от парадигмальности тувинского мышления, всеобщего настроя апатичности. За пределами Республики легче увеличивать свой идейный потенциал, анализировать контекст, поднимать уверенность в силах.

В-четвертых, инновации. Туве крайне необходимы новые идеи, остро не хватает динамики. Ответы на вызовы современного контекста требует от нас «быть в тренде» в рамках не только российского общества, но и мира.

В-пятых, миссия по сохранению и трансляции чистого Учения Будды. Если у тувинского народа смысл существования будет заключаться только в самом существовании, то нам не устоять под мировыми глобализационными процессами, стирающими всякие различия. Однако если все человечество осознает значимость тувинского народа, и само будет стремиться к его сохранению, то это будет действительной возможностью и реальным механизмом по самосохранению. В настоящее время, когда во всем мире возрастает интерес к буддийской философии, чистое Учения Будды станет редкой и значимой ценностью. Его сохранение и трансляция будет нашим настоящим вкладом в развитие человечества. Своего рода «message» (посланием) тувинского народа всем людям.

В-шестых, язык. Задача сделать тувинский язык «сильным», способным отвечать требованиям современности. С одной стороны, его популяризировать, с другой – сделать более концептуальным, философски насыщенным. В настоящее время понятийный аппарат языка не может отражать глубинную философию. Следовательно, в сознание его носителей не проникает суть. Параллельно необходимо повышать уровень русского языка.

В-седьмых, лидеры. Чтобы поднять Туву, нужны лидеры высокого класса. Без лидеров ничего не получится. Лидеры – это источники перемен. У них должна быть сила духа, внутренняя самодисциплина. Лидеры, которые понимают и дают понять.

Аспирант Института Гидродинамики, Председатель Инновационного клуба МСО «Идегел» Али Кужугет высказал мнение, что одной из причин отсутствия динамики новых идей, инициативы у молодых является сильное влияние родителей. Часто родители не предоставляют своим детям свободу выбора профессии, занятия. Здесь же возникает взаимное непонимание между поколениями. В таких условиях сложно говорить об инновациях, которые так необходимы Туве.

Одним из интересных вопросов был такой: «Что такое «свобода» для тувинца?» В ответ Чойган ответил, что у тувинского народа есть три свободы. Первые две – это внутренняя временная и пространственная. Третья – это коллективная свобода. Он привел любопытный пример. Сравнил народ с людьми, живущими в многоэтажном доме. «Если люди живут в этом доме, то им комфортно, есть крыша над головой, есть соседи, родственники. Если бы люди жили на улице и каждый сам по себе, то им было бы тяжело. Другими словами, свобода для тувинцев – это быть в коллективе. Идея индивидуализма в сознании тувинцев не развита, исторически индивидуализм не являлся ценностью.

Координатора МСО «Идегел» Инну Тарбастаеву интересовал вопрос: «Что конкретно студенты могут сделать для развития Тувинской национальной идеи?» Председатель Философского клуба предложил создавать Молодежно-студенческие общества во всех городах России, где учатся студенты-тувинцы. Также поддерживать Молодежное движение «Субудей» во главе с Шолбаном Иргит.

Мы живем в период преобразований, социальных потрясений в истории Тувы. Для прорыва и выработки модели Тувинской национальной идеи нужны силы разного рода: духовные, материальные. Пока будет существовать Молодежно-студенческое общество, мы будем говорить про национальную идею. Постепенно у нас будут конкретные идеи, что можно сделать. А пока каждому из нас нужно развивать идейную, концептуальную часть и осваивать механизмы. Мы можем и должны стать субъектами позитивных изменений, поиска концептуальной основы этих перемен - Тувинской национальной идеи.

http://www.idegel.ru/avtorskie-stati/statya-tuvinskaya-natsionalnaya-ide...