Выступление С.С. Аникина на Общественных слушаниях "Об участии общественности в борьбе против употребления табака, алкоголя, наркотических средств, профилактике СПИДа"

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФОРМА И УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОТИЗМА И РАЗВИТИЯ ТРЕЗВЕННИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В названии каждого психоактивного вещества скрыт информационный смысл, который порой не осознаётся тем, на кого направлен информационный поток. К примеру, слову «героин» созвучно - «герой, геройство», а выражению «алкогольный напиток» - значение «питать, давать жизнь». Однако употребление героина не есть акт героизма, и значение столь же абсурдно и вредно, как словосочетание «алкогольный напиток», т.к. алкоголь – протоплазматический яд и «сильно действующий наркотик, вызывающий сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы» (ГОСТ 18300-72, п/п 5.1). В этой связи и слово «злоупотребление», зачастую используемое по отношению к наркогенным препаратом, вредно и опасно, т.к. подразумевает саму возможность употребления наркотика не в медицинских целях, а как добавки к пище. Поэтому правильнее применять к фармакологическим препаратам, к которым относится и этиловый спирт, словосочетание «употребление вещества N не в медицинских целях», либо «употребление не по предписанию врача». Тогда справка в сводках о происшествиях будет более правильная, т.к. читаться или звучать начнёт, например, так: «Гражданин R употребив не в медицинских целях алкогольные изделия N, которые он приобрёл без рецепта через розничную торговую сеть, в состоянии алкогольного отравления совершил преступление».
Всем наркотически действующим веществам присущ общий признак – опьянение, суть отравление. Поэтому во избежание пропаганды отдельных наркотиков, целесообразно свести названия психоактивных веществ в группу – «опьяняющие (отравляющие) вещества». Опьянение (отравление) - это субъективное ощущение индивида, вследствие приёма им химических соединений, изменяющих настроение, мышление, потребности, поведение и физиологические реакции человека. Оно может фиксироваться объективными показателями. С биологических позиций опьянение наступает вследствие искажения процессов метаболизма и поражения нейронной структуры головного мозга экзогенными опиатами и их производными. Т.е. всякий раз, употребляя, допустим, алкоголь, индивид становится чуточку ущербнее, чем он был до этого, по наклонной двигаясь от нормы к патологии, а в умственных и поведенческих характеристиках преодолевая интеллектуальный порог задержки психического развития к олигофрении. В лабораторных условиях проводятся замеры, отражающие анатомические, соматические, психические и иные показатели деградации, обнаруживаемые при употреблении опьяняющих веществ. Выявленный регресс чреват негативными последствиями, как для отдельного потребителя, так и алкоголефильного (наркофильного) общества в целом.
Ввиду того, что алкоголь является одним из самых агрессивных и распространённых, а потому популярных наркотиков, его употребление есть причина многочисленных правонарушений и преступлений против личности, общества, государства. Учитывая биологические, социальные, демографические и иные факторы алкоголизации, более 40 стран мира запретили реализацию спиртосодержащей продукции на своих территориях. Помимо этого, более чем в 80 государствах введено жёсткое ограничение по продаже и употреблению алкогольных изделий, по месту, времени, возрасту, социальному положению и т.д. Аналогичная ситуация с табаком и другими наркотиками.
Если рассматривать в упрощённом виде, то явление, связанное с культивированием, распространением и употреблением в социуме психоактивных веществ носит название наркотизм. Противоположное тому – трезвость.
В специальной литературе имеется огромное количество определений наркотизма, где главным образом доминируют юридические и медицинские дефиниции, раскрывающие правовые и биологические аспекты. Вместе с тем, научный мир трезвенничества, объединяющий большое количество ученых, рассматривает наркотизм как информационно-психологический феномен, лежащий в основе аддиктивных форм поведения. Т.е., употреблению людьми психоактивных или других вредных для организма химических веществ, всегда предшествует запрограммированность, когда индивид убеждён, что поступает правильно, полезно и безопасно. Именно наркогенной запрограммированностью мы объясняем, нонсенс, при котором психически здоровый человек добровольно вводит в себя ядовитые и наркотические средства. К слову сказать, под ними подразумеваются как легальные наркотики (табак и алкоголь), так и запрещённые к реализации (героин, кокаин, канабис и т.д.).
Добровольное употребление вредных для здоровья веществ, таких как наркотики, в здоровом обществе расценивается не иначе как безумие, отклонение от нормы. Считается, что потребитель не понимает мотивов своего поведения и, вопреки инстинкту самосохранения, вводит в себя заведомо опасные, ядовитые препараты.
То, что это действительно так, иллюстрирует яркий пример, вызвавший в обществе длительный резонанс. Речь идёт о информационно-психологическом синдроме Галкина-Евсюкова, который получил свое название по фамилии двух россиян. Первый из них - любимец публики, Народный артист России Вячеслав Галкин, второй – некогда самый молодой начальник московского районного отделения милиции, орденоносец майор Денис Евсюков. Тот и другой публичные, уважаемые в обществе и своей профессиональной среде люди, но употребив легальные наркотики – некие алкогольные жидкости, совершили не свойственные им ранее действия, приведшие к человеческим жертвам.
У нормального человека обязательно возникнет вопрос: почему такое стало возможно? Отчего, законопослушные и вполне здоровые люди, а именно такими на момент совершения преступления были признаны психиатрической экспертизой Галкин и Евсюков, вдруг преступили закон, и, неожиданно для всех, из добропорядочных граждан превратились в преступников? Они что были с двойной моралью? Насколько правомерно милиционера, совершившего преступление в состоянии алкогольного опьянения, причислять к «оборотням в погонах», а актёра, известного российскому телезрителю, как символ положительного героя, выставлять безнравственным субъектом?
Априори человек это идеальная природная единица, формирующаяся как личность исходя из коммуникационных условий. При этом развитие индивидуальных черт во многом зависят от массовой информации, социальной среды, культурной атмосферы, психогенетических особенностей, воспитания и много чего ещё. Т.е. каковы факторы, таковы и характеристики.
В приведенном примере свою трагическую роль сыграло алкоголефильное общество, взрастившее и в одночасье убившее лучших представителей, не скажу человечества, но нации, превратив на виду у всей страны морально образцовых людей в безнравственное отребье. Объяснение случившемуся может быть одно: эти люди не только нарушили, но и преступили закон (за что впоследствии были осуждены), не по причине осознанного противоправного поведения, а в силу своей запрограммированности. Галкин и Евсюков даже не подозревали, что их подсознание хранит опасные инфотипы – готовые поведенческие образцы, некогда воспринятые через информационные источники, призванные сыграть с ними злую шутку. Опасность подобной инфотипизации сознания заключается в том, что программирование на аддиктивное и противоправное поведение осуществляется помимо воли реципиента, и он никогда не знает при каких обстоятельствах он себя поведет подобным образом. И если во время бодрствования, осознанных действий субъект еще способен контролировать свои гештальты, то в случае транса, в период изменённого состояния сознания, а именно таковым оно становится при любом виде опьянения, пьяный перестаёт рефлексировать. При этом, чем глубже опьянение, тем сложнее ему контролировать собственное поведение. В случае с Евсюковым и Галкиным криминальное поведение проявилось у нарушителей в состоянии алкогольного опьянения, когда те уже не понимали, что делали и что говорили. Это произошло по причине того, что их сознание было вначале инфотипизировано, а затем расщеплено алкоголем. Здесь надо учитывать, что у биологического существа информация отражается на нейронном уровне, а алкогольное опьянение есть процесс насыщения головного мозга этанолом, т.е., чем выше его концентрация, тем глубже опьянение и сумрачнее сознание.
По-сути, у преступников ярко проявились две асоциальные программы: первая, на «культурное» употребление алкоголя, априори, яда и наркотика, вторая - на убийство человека. Но самая коварная из них - программа алкогольная, заставляющая людей употреблять спиртное, которое априори имеет свойство блокировать сознание. Отсюда, ни один человек, даже «культурно» пьющий, не застрахован от совершения преступления либо правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, т.е. любой алкоголефил - потенциальный убийца. Жизнь и статистика это подтверждают. Поэтому пьяный милиционер или артист, как и любой человек, это ни «оборотень» и ни изверг, но жертва алкогольной мафии, делающей всё для того, чтобы люди пили.
Анализируя массовое информационное пространство, приходишь к выводу, что современное общественное сознание России формируется в духе синдрома Галкина-Евсюкова, отражая смысл квинтэссенции: алкоголизации, наркотизации, криминализации, виктимизации и аморализма содержания современного информационного пространства. Возникает вопрос, кто и по какому праву программирует россиян на наркогенное и противоправное поведение? Почему, например, на белорусском, либо на израильском 9 телеканале «Израиль +», транслируемый на русском языке, нет сцен насилия, убийств, откровенно агрессивных эпизодов, и режиссером сделано всё для того, чтобы ничто зрителя не раздражало, чтобы он после просмотра телепередачи был умиротворенным и успокоенным? На российских же телеканалах рекой льется кровь, ежеминутное насилие, герои агрессивны и раздражительны, они пьют, курят, наркоманят, убивают, занимаются сексом, угрожают или пытают кого-нибудь. Может быть оттого, что в первом случае это государственное телевидение, а во втором – частное? Любопытно, что в Израиле, как и в Российской Федерации хозяевами эфира являются представители одной этно-религиозной группы.
Сравнивая инфотипы и деятельность, информационные образцы и то, как изменились формы поведения за последние 20 лет, учёные отмечают, что все худшие в морально-этическом плане герои телеэкрана стали реальностью сегодняшнего дня. Причем образчиками для подражания являются пришельцы, чуждые, казалось бы, российскому зрителю по мировоззрению и образу жизни. И если ранее подобные типы были противоестественны русской культуре, противны национальному самосознанию и пребывали только в сущностях виртуального бытия зарубежного творчества и больного воображения, то ныне это стало не только частью российской ментальности, но и действительностью. Как следствие, герой нашего времени - курящий и пьющий сексуально озабоченный молодой человек, который мечтает иметь большую сумму денег, как у М.Прохорова, чтобы можно было не только покупать яхты и заниматься благотворительностью, но и с шиком прожигать народное достояние на рождественских каникулах в Куршевеле.
Печально наблюдать падение нравов. Ещё Иоанн Златоуст отметил, если хочешь уничтожить народ – растли женщину. И современники стали свидетелями, а то и соучастниками этого процесса. Распущенность российских девиц ужасающа! По нашим данным, среди женщин 19-25 летнего возраста, с неполным высшим образованием, имеют опыт употребления алкоголя свыше 99 %, курения табака - более 75 %, приёма других наркотиков – 25 %. Из них, постоянно употребляют спиртное – 59 %, курят – 44 %, принимают иные наркотики – 0,5 %. Кроме этого, с определённой периодичностью пьют «культурно» – 36 %, покуривают «за компанию» - 21 %, «балуются» другими психостимуляторами – 13 %.
Здесь главный показатель - «прием наркотиков». К употреблению алкоголя и курению табака уже все привыкли, поэтому, не смотря на то, что возраст приобщения молодеет, общество это тревожит мало. Тому имеется объяснение: люди старшего и среднего поколения сами пьют и курят, т.е. являются потребителями наркотически действующих веществ, поэтому не видят в этом ничего зазорного. Сегодня среди россиян это считается нормой, а вот вести трезвый образ жизни скорее отклонение, а кое-где и порок. Но вот нелегальные наркотики для многих это пока жуть! Однако оказалось, что страх перед ними постепенно проходит. И если в 2000 г. среди студентов вузов (выборка более 2000 человек) только 2,5 % имели подобный опыт, то в 2005 г. уже 15 %. Дальше – больше, и вот уже в 2010 г. имеют опыт употребления нелегальных наркотиков 25 % студенток вузов!
Это очень тревожные цифры, отчетливо отражающие вырождение и гибель русского этноса. Именно русского этноса, потому что, как показывают исследования, усиленной наркотизации, под агрессивные рекламные кампании, убеждающие что пьянство – русская национальная традиция, подвергаются именно территории компактного проживания этнически русских людей. И в этом ряду Красноярский край не является исключением, скорее занимает верхние позиции. Как следствие, у красноярцев высокая смертность среди трудоспособного народонаселения и низкая рождаемость; рост преступности и ежегодное увеличение доли детей, появившихся на свет с отклонениями в развитии; малая продолжительностей жизни и добровольный отказ матери от ребёнка; детская беспризорность и лишение взрослых родительских прав, и т.д. Кроме того, Красноярск лидирует по количеству единиц ночных клубов-разврата на женскую часть населения, не только среди сибирских, но и российских регионов. Этот город можно назвать исчадием низости, пошлости и морального падения, т.к. не только злачные заведения, но и многие типы безнравственного и преступного поведения появились здесь и отсюда тиражировались на всю страну, через СМИ и другие формы социокультурной коммуникации, как достояние «свободы и демократии».
В одном из коммерческих красноярских вузов были опрошены студенты-мужчины заочной формы обучения, будущие управленцы. Так оказалось, что в потоке под 200 человек 81 % имели опыт употребления нелегальных наркотиков! Отсюда вывод:
• рынок распространения нелегальных наркотиков расширяется,
• их употребление среди мужской части молодёжи становится обыденным,
• возраст приобщения молодеет,
• расширяется ареал наркотизма в сторону управленческой и женской аудитории,
• И, видимо, недалек тот день, когда некоторые препараты будут легализованы и переведены в тот же реестр пищевых продуктов, что и алкогольные и табачные изделия.
Следует уяснить, что не Россия в опасности, как геополитический субъект, а русский этнос, как биологический вид. Именно этот главный народообразующий конгломерат россиян стоит на краю гибели! Безусловно, с исчезновением русских их место вполне могут занять представители других этнических групп, например из Юго-Восточной или Центральной Азии, которые смогут не только проживать в России, но и успешно добывать полезные ископаемые, осваивать российские земли и т.д. Возможно, такой сценарий, судя по нынешней миграционной и демографической политике, целесообразнее и экономически выгоднее, чем создание условий для достойного проживания аборигенов. Но исчезновение с лица Земли русского этноса станет невосполнимой утратой для всего человечества.
По прогнозам социологов среди российских выпускников школ 2009 г. до пенсии доживут только 40 %, тогда как в Великобритании – 90 %. Кстати сказать, там государство ведёт агрессивное наступление на алкоголь, и 01.11.2010 г. в Лондоне были опубликованы результаты британской Независимой научной комиссии по наркотикам (Independent Scientific Committee on Drugs - ISCD). Как сообщает австралийская газета The Sydney Morning Herald, исследователями было показано, что по степени социальной опасности алкоголь наносит больший вред, чем героин или кокаин, поэтому подчеркивается, что «агрессивное наступление на алкоголь... действительно необходимо, как стратегия общественного здравоохранения». Но для русского общества не менее актуален вопрос, какими эти выпускники станут к пенсионному возрасту? И если известно, что англичане отличаются своей сдержанностью, пуританским складом ума, достойным, если не сказать образцовым поведением, как некогда русские славились умом, трезвостью, силой, здоровьем, порядочностью и добродетелью, то нынешние россияне более известны в мире невежеством, пьянством, распущенностью, несдержанностью, грубостью, необязательностью. Можно продолжить перечислять негативные эпитеты, характеризующие современных жителей самой великой по территории страны, но ясно одно: русским надо меняться всем и вместе. Только изменив себя, поменяв свой взгляд, в том числе на алкоголь и отношение к нему, русские «маргиналы» смогут не только сохраниться, но изменить мир, сделав его лучше.
В России сегодня актуальным является не столько мероприятия с приставкой «анти», сколько развитие массового трезвенного мировоззрения, которое базируется, в первую очередь, на нравственной парадигме: не причинения вреда себе, другим, природе ни мыслью, ни словом, ни делом. Именно таковыми представили себя сознательные трезвенники, социальная группа россиян, появившаяся в середине 70-х годов ХХ века. Как показывают наши исследования, сознательные трезвенники не просто противники наркотизма, но активные творцы своего счастья. Они занимают сугубо гражданскую позицию, отстаивая в одинаковой степени личные и национальные интересы. В их среде практически нет правонарушений. Это люди дисциплинированные, ответственные, законопослушные, разумные, воспитанные, морально устойчивые, имеют благополучные семьи. Их выросшие дети успешны, высоконравственны, ведут трезвый, здоровый образ жизни, образованы, имеют будущее.
В том, что изменить общественное сознание, особенно в новую информационную эру, возможно и в довольно короткое время убеждает следующий факт. С 70-х гг. сознательными трезвенниками России (Г.А. Шичко, Ф.Г. Углов и др.) распространяются научные знания, на основе которых человек добровольно выбирает трезвый образ жизни. Как правило, это было устное слово, иногда печатное, а с середины 80-х гг. записанное на магнитофонную ленту. С 1996 г. трезвенническим движением, которое к тому времени объединяло тысячи сознательных трезвенников, начал осуществляться новый информационный проект, заключающийся в распространении видеокассет, а с начала нового тысячелетия дисков с видео-лекциями В.Г. Жданова. Затем медиа-библиотеку пополнили материалы лекций доцента В.П. Кривоногова, профессора А.Н. Маюрова, генерала К. Петрова, предпринимателя В. Довганя и др. Постепенно инициатива обрела черты Интернет-проекта. Современные информационные технологии позволили сотням тысяч, а то и миллионам пользователей глобальной сети, как в России, так и за рубежом глубже познакомиться с алкогольной проблематикой и на основе полученных знаний перейти из потребителей алкогольной продукции в отряд трезвенников, добровольно отказавшись от употребления спиртного. Более того, сегодня в молодёжной среде считается дурным тоном незнание основ трезвого образа жизни, а наиболее активная её часть положила трезвомыслие и критику теории «культуры» употребления алкоголя в основу своего мировоззрения.
На трезвенническую информацию обратили внимание представители РПЦ МП. Так, настоятель Сретенского монастыря г. Москвы Архимандрит Тихон (Шевкунов) в 2009 г. инициировал телевизионный проект «Общее дело», просмотр которого повлиял на массовую мотивацию зрителя, как правило, алкогольного потребителя. В результате уровень продажи спиртосодержащей продукции в стране, по сравнению с аналогичными данными за предыдущий год, сократился на 18 %. Также отмечено снижение показателей смертности среди мужской части трудоспособного населения и отказ молодёжи от употребления пива. Т.е. эффективность антиалкогольной информации оказалась такова, что видеоматериалы стали тиражироваться зрителями-добровольцами и распространяться в большом количестве среди широких слоев населения Российской Федерации, с условием, что те копии безвозмездно передадут другим людям. В ставшем общественным проекте «Общее дело» приняло участие большое количество россиян, и сегодня в стране нет ни одного региона, где бы проект был не известен.
В результате функционирования первого трезвеннического информационного проекта XXI века, об алкогольной угрозе заговорили чиновники, политики, религиозные и общественные деятели. Президентом РФ Д.А. Медведевым было дано распоряжение Правительству РФ о необходимости выработки антиалкогольных мер. В настоящее время более чем в 70 регионах РФ введён запрет на розничную ночную продажу алкогольной продукции, крепостью свыше 15 % этилового спирта объёма готовой продукции. В таких регионах, как Чеченская республика, спиртное можно купить только 2 часа в сутки – с 8 до 10 часов, а в мусульманский пост и религиозные праздники продажа прекращается совсем. На Чукотке продают алкогольную продукцию с 12 до 20 часов, в Якутии – с 14 до 20 часов и т.д. Обосновывая ограничение, президент республики Саха (Якутия) обратился к согражданам с открытым письмом, в котором разъяснил позицию правительства по данному вопросу; был понят и поддержан. В республике Тува, кроме ночного запрета, неразрешено продавать алкогольные изделия по субботам и в последнее воскресение месяца, который объявлен республиканским днем здоровья. Премьер Тувы публично признал, что «сегодня алкоголизация — это реальная угроза национальной безопасности, генофонду и здоровью нации» и поручил правительству разработать программу по борьбе за трезвый образ жизни, назвав её «социальным приоритетом республики». В своём поручении он указал: «Важно проработать четкие механизмы работы с каждой категорией: с теми, кого, как говорится, поздно воспитывать и уговаривать, а надо лечить; с неблагополучными семьями, с молодежью — со всеми группами риска». И в этой деятельности не последняя роль отводится республиканской информационной политике. По сравнению с другими регионами, в Дагестане и Ингушетии используют более радикальные меры, там винно-водочные магазины, пивные ларьки и бары… взрывают.
Исторический обзор и современный опыт антиалкогольной деятельности в субъектах Российской Федерации позволяет заключить, что где власть заботится о своем народе, там разъяснительные и ограничительные меры действуют эффективно. Где же алкогольная мафия, сросшаяся со СМИ и коррумпированной властью на местах, игнорирует интересы народонаселения, продолжает бесчинствовать и глумиться над аборигенами, спаивает и задарма скупая их собственность, там народ, повинуясь инстинкту самосохранения, сам предпринимает меры для собственного спасения. И, не смотря на то, что зачастую применяемые им формы и методы противозаконны, они оказываются эффективны и дают положительный результат.
Анализ показывает, что изменение создавшегося положения в российском обществе, переход от наркотизма к трезвости, возможен! Для чего, наряду с мерами запретительного характера, требуется изменение информационной политики государства, где приоритетом станет развитие у граждан трезвеннических компетенций. При этом вектор информационного управления социальными процессами следует направлять в сторону нравственности и духовности. Необходимо создать в информационном пространстве, в качестве узловых смысловых единиц, такие ценностные ориентиры, как правда, добро, справедливость, взаимовыручка, товарищество, целомудрие, трезвенность, соратничество, здоровье, семья, нация, знание, труд. Именно эти, традиционные для русского народа смыслы, должны вытеснить гедонистические маяки пьянства, сексуальности, космополитизма, распущенности. В основу воспитания подрастающего поколения надо положить, прежде всего, идеалы здорового национализма, патриотизма, гражданственности и оптимизма. В то же время, противники нравственного возрождения нации, пособники наркотизма должны быть отрешены от средств массовой информации, от участия в культурной и образовательной деятельности, изгнаны со всех постов управления. Их места должны занять грамотные национально мыслящие специалисты, поставившие своей жизненной целью сохранение этноса и возрождение Отечества.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнение, что в обществе, где пьянство возведено в ранг добродетели, личная трезвость это не только акт мужества, но подвиг и гражданская ответственность. Трезвость – это Правда, твёрдая, честная позиция Добра перед злом. В современном мире зло величайшее, широко распространенное явление, доминирующее как в сознании, так и во многих сферах бытия. Вытеснить его возможно только посредством личного трезвения, общественного трезвомыслия и государственного добротоделания. Борцы за сохранение национальных традиций знают, что Трезвость не столько прошлое, сколько непременное будущее русского народа. Это следует осознать всем, ибо только в этом случае нация вновь легко и уверенно пройдёт тернистый путь от разорения к достатку, от нищеты – к богатству, от благополучия – к духовности, засияв на просторах родной земли лучами русской цивилизации.
Отрезвление России, сохранение русского этноса – общее дело. Только вместе, ощущая сердцем своё единство с нацией, можно одолеть врага, в какую бы личину он не рядился. Способы участия в борьбе за Трезвость могут быть различны, но одной из приоритетных задач остаётся развитие трезвенного информационного пространства, где СМИ, Интернет отводится ведущая роль. Вместе с тем, основная надежда ложится на отдельных граждан, людей, чьё чувство сопричастности к народу выше инстинкта самосохранения, кто готов жертвовать своим благополучием, финансами, компетенциями и свободным временем ради соплеменников. Именно такие сограждане и развивают трезвеннический тезаурус, наполняя суть бытия жизнеутверждающим смыслом. И здесь соратничество, это та форма гражданской инициативы, которая позволяет изменить гражданское общество в интересах большинства. Как правило, соратники не только наиболее компетентные, но и целеустремлённые люди, зачастую действующие вопреки политическим процессам, направленным против гражданского единства. За последние десятилетия трезвенничество, как часть гражданского общества, показало себя не только как пример соратничества, но и как образец гражданственности, когда люди, осознав опасность гибели нации, добровольно распространяли трезвеннические знания, вне зависимости от образованности, религиозности, партийности, этнической принадлежности, возраста или социального положения. Именно такая сплочённость требуется сегодня, ибо даёт ростки России завтрашнего дня.
Какой быть обновлённой стране, это зависит от каждого россиянина, от духа которым наполнены их сердца. Но сегодня ясно одно: сила Родины в единстве нации!

Аникин С.С., кандидат педагогических наук,
председатель КРО Движения «Трезвая Сибирь»,
заведующий Красноярским филиалом Института нравственности