Федеральный закон "О государственной поддержке русского народа" (проект)

Вносится
депутатами Государственной Думы – членами фракции
«Либерально-демократическая партия России»

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О государственной поддержке русского народа

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального Закона

Настоящий Федеральный закон регулирует общественные отношения, связанные с деятельностью федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по поддержке русского народа, русского языка, русской культуры, русских обычаев и традиций.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) русский народ (русская нация, русские) – исторически сложившаяся устойчивая этническая группа людей, объединенных общностью происхождения и исторической судьбы, русского национального самосознания, русского языка, русской культуры, русских обычаев и традиций, являющаяся государствообразующей нацией российского государства;
2) этнографические группы русского народа – части русской народа, отличающиеся спецификой языка, культуры, обычаев, традиций и быта;
3) русская диаспора за рубежом - представители русского народа (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
4) историческая родина русского народа – Россия.

Статья 3. Цели настоящего Федерального закона

Целями настоящего Федерального закона являются:
1) защита интересов русского народа;
2) обеспечение самобытного национально-культурного развития русского народа;
3) обеспечение этнодемографического роста русского народа в составе населения России;
4) учет интересов русского народа в политической, экономической и культурной жизни субъектов Российской Федерации;
5) достижение представительства русского народа в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов и органах местного самоуправления адекватно его численности;
6) восстановление единства русского народа.

Статья 4. Законодательство в сфере обеспечения поддержки русского народа

Законодательство в сфере обеспечения поддержки русского народа основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие в связи с реализацией настоящего Федерального закона.

Статья 5. Русский народ в Российской Федерации

1. Русский народ признается государственнообразующей нацией российского государства и самоопределившимся на всей территории Российской Федерации.
2. Государство содействует консолидации и развитию русского народа, развитию русского языка, русской культуры, русских обычаев и традиций.
3. Дискриминация русского народа, как и других народов России, не допускается.
4. Русский народ вправе быть представленным в органах государственной власти и местного самоуправления всех уровней.
5. Право русского народа на землю и другие природные ресурсы, являющиеся основой его жизни и деятельности, обеспечивается наравне с правами других народов, проживающих на соответствующей территории.

Статья 6. Русская культура

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления осуществляют поддержку русской культуры как важнейшего фактора сохранения и развития национального самосознания русского народа, его различных этнографических групп и укрепления единства Российской Федерации.

Статья 7. Русский язык

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления осуществляют меры по сохранению и развитию русского языка – государственного языка Российской Федерации, являющимся основным средством межнационального общения народов Российской Федерации, одним из официальных языков Организации Объединенных Наций и иных международных организаций, а также государственным, официальным либо региональным языком ряда стран мира.
2. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления обеспечивают право русских на изучение русского языка.
3. Изучение и использования русского языка в детских дошкольных учреждениях, средних и высших учебных заведениях является обязательным.
4. Кроме родного языка, для русских изучение и использование языков народов России, не может быть обязательным независимо от места их проживания. Установление для русских обязанности изучать языки народов России в детских дошкольных учреждениях, средних и высших учебных заведениях запрещается.

Статья 8. Русское национальное образование и воспитание

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления осуществляют меры по созданию единой системы русского национального образования и воспитания.
2. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления направлена на развитие детских дошкольных учреждений, средних и высших учебных заведений с русским этнокультурным компонентом, углубленным изучением русского языка, русской истории, русской литературы, русской духовной культуры, традиций и обычаев русского народа.

Статья 9. Государственная демографическая политика в отношении русского народа

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления осуществляют меры по обеспечению этнодемографического роста русского народа в составе населения России через поддержку русских семей, проживающих в районах с непривычными для них климатическими условиями, а также через организацию переселения русских из-за рубежа и обеспечения их обустройства в России.

Статья 10. Единство русского народа

1. Российская Федерация несет ответственность за обеспечение единства русского народа.
2. Право на воссоединение русских в едином государстве – исторической родине русского народа – реализуется на основе свободного, добровольного волеизъявления только мирным путем и в соответствии с нормами международного права и обязательствами, вытекающими из договоров Российской Федерации с другими государствами.

Статья 11. Государственная политика Российской Федерации в отношении русской диаспоры за рубежом

1. Правом на получение российского гражданства обладают все русские независимо от места их проживания, наличия или отсутствия иного гражданства.
2. Каждый русский обладает правом на поддержку Российской Федерации, в том числе в стремлении сохранить этническую и культурную самобытность.
3. Органы государственной власти оказывают содействие деятельности русских национально-культурных автономий, общественных объединений, юридических и физических лиц по изучению и распространению русского языка и русской культуры за рубежом, способствуют обустройству русских, возвращающихся в Российскую Федерацию из-за рубежа.
4. Дискриминация русских, проживающих за рубежом, является достаточным основанием для пересмотра политики Российской Федерации в отношении иностранного государства, в котором такая дискриминация имеет место. Правительство Российской Федерации обязано принимать все необходимые меры, направленные на защиту прав русских за рубежом.
5. Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ежегодный доклад о положении русских за рубежом.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона
«О государственной поддержке русского народа»

В настоящее время в Российской Федерации продолжается формирование законодательной базы, регулирующей межнациональные отношения, в которой пока существуют серьезные пробелы. Так, например, в федеральном законодательстве до сих пор нет определения русского народа, не зафиксирована роль русского народа как государствообразующей нации российского государства, отсутствуют законодательные основы поддержки русского народа и т.п.

К сожалению, Конституция Российской Федерации не упоминает о русском народе. Впервые после ее принятия, термин «русский народ» появляется лишь в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года № 909, где говорится об объединяющей роли русского народа в обществе, благодаря которой на территории России сохранилось уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов. Также впервые дается характеристика русского народа как опоры российской государственности и утверждается, что межнациональные отношения в стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа.

Следует отметить, что уже более десяти лет назад в ноябре 1998 года в Государственной Думе были проведены парламентские слушания на тему: «О концепции по разработке государственной программы национально-культурного развития русского народа». Среди предложений, прозвучавших в ходе парламентских слушаний, было названо признание необходимости разработки федерального закона, касающегося правового положения русского народа. Данный закон должен был снять определенный комплекс ущемленности, которому оказалась подвержена часть русских, укрепить национальное самосознание русских, дать государству и обществу инструмент в нейтрализации распространившейся русофобии. Однако такой Федеральный закон так и не был ни внесен, ни принят.

Проект федерального закона «О государственной поддержке русского народа» (далее – законопроект) направлен на заполнение указанных пробелов в законодательстве и решения различных вопросов, касающихся государственной поддержки русского народа.

Поскольку направление и характер развития межнациональных отношений в стране во многом определяется тенденциями и перспективами развития русского народа, потребности его развития должны в полной мере учитываться в федеральном законодательстве и в законодательстве субъектов Российской Федерации. От национального самочувствия русского народа, составляющего около 80 % населения страны, в решающей степени зависит вся этнополитическая ситуация в государстве.

Одной из задач данного законопроекта является формирование нормативной базы для создания максимально благоприятных условий для успешного выполнения русским народом его геостратегической миссии по сплочению России, в том числе, по преодолению регионального и национального сепаратизма. Только в случае признания и должного уважения к национальности большинства граждан России, можно будет действенно обеспечить и защиту прав национальных меньшинств. Таким образом, законопроект логичным образом встраивается в правовое поле общей системы законодательства, регулирующего межнациональные отношения в России.

При этом законопроект направлен на законодательное закрепление основных задач, которые необходимо решать в целях поддержки русского народа. В том числе, поддержка русской культуры и русского языка, развитие русского национального образования и воспитания, определение основных направлений государственной политики в отношении русской диаспоры за рубежом, закрепление основных прав русского народа, а также законодательное определение терминов «русский народ», «русская диаспора за рубежом» и т.д.

В ряде субъектов Российской Федерации выявлены факты ущемления прав русских в политической, социально-экономической и иных сферах. Во многих субъектах Российской Федерации русские фактически находятся на положении национальных меньшинств. Кроме того, наблюдаемые в ряде республик, входящих в состав Российской Федерации, тенденции по выдавливанию русского населения вызывают закономерную тревогу.

Поэтому в законопроекте сформулировано положение о том, что русский народ является самоопределившимся на всей территории Российской Федерации и является государствообразующей нацией российского государства. Дискриминация русского народа не допускается. За русскими подтверждается их право быть представленными в органах государственной власти и органах местного самоуправления всех уровней. А право русского народа на землю и другие природные ресурсы, являющихся основой его жизни и деятельности должно обеспечиваться наравне с правами других народов, проживающих на соответствующей территории.

Кроме того, отдельная статья посвящена мерам по сохранению и развитию русского языка. Также предлагается законодательно запретить возможность установления обязательности использования и изучения иных языков России для русских, кроме родного. В ряде субъектов Российской Федерации подобные требования к русским, к сожалению, уже были приняты, что повлекло за собой лишь рост межнациональной напряженности.

Следует также отметить, что в результате распада СССР на суверенные государства русский народ фактически оказался разделенным народом. У русского народа никто не спросил, в каком государстве и с какими границами он хочет жить. В результате у русского народа были отняты территории, освоенные трудом многих поколений русских людей. Произвольно нарисованные границы пролегли по судьбам людей, разделили не только единый народ, но и семьи, не говоря уже о братских народах, веками живших вместе.

В этой связи, законопроектом предлагается законодательно закрепить единство русского народа и ответственность государства за его сохранение. Отмечается необходимость реализации права русского народа на воссоединение русских с их исторической родиной при соблюдении норм международного права и обязательств, вытекающих из договоров Российской Федерации с другими государствами.
Отдельно отмечается необходимость государственной поддержки национально-культурного развития русских, которые по тем или иным причинам проживают за рубежом.

Конкретное развитие тех или иных положений данного законопроекта должно решаться через принятие точечных федеральных законов и реализацию различных федеральных и региональных программ.

http://www.zrd.spb.ru/news/2011-01/news-0473.htm