Трезвость и православие

Трезвость и православие

То, что алкогольная проблема в стране существует, ни для кого не секрет. С ней в разное время и разными методами пытались бороться. Так появились наркологические кабинеты, а впоследствии лечебно-трудовые профилактории, Всесоюзное добровольное общество борьбы за трезвость (ВДОБТ) общественная организация Союз борьбы за народную трезвость и так далее.
Не забыли мы и о трезвеннической кампании коммунистической партии середины восьмидесятых: Егор Лигачев, очереди в магазинах, трезвые свадьбы... Кто-то кричал во весь голос о поголовно вырубленных виноградниках, об отравлении суррогатами, а кто-то при этом констатировал возросшую рождаемость, понижение смертности в стране.
Словом, тема, знакомая всем нам. Однако наш сегодняшний разговор с Виктором ЧЕКАЛДИНЫМ несколько особенный. Совсем недавно он вернулся из Свердловской области, где проходила IХ встреча православных трезвенников, о которой он и расскажет:

Начну с того, что мало кто знает, что в данный момент в России развернуто пятое по счету трезвенническое движение. А начало этих благих движений было положено еще в 1858 году на территории современной Польши и стран Балтии. Вдохновителем и организатором первых обществ трезвости был Матвей Казимир, епископ Жмудский. Одновременно подобные общества стали возникать и в других губерниях России, и даже в Сибири. Но… в лице государства народ поддержки такому почину не только не получил, а наоборот, было организовано преследование зачинщиков сего. По данным академика Федора Углова, более 11 тысяч россиян в кандалах были сосланы в Сибирь как бунтовщики.

Это почему же?

Потому что такие люди подрывали государственную казну. К тому же трезвый народ всегда задает своим властителям неудобные вопросы. А зачем государственным мужам это выслушивать? Негоже им…
Такое отношение государства к доброму начинанию привело к тому, что общества трезвости стали исчезать с земли русской. Более того, по сговору «сверху», как бы сказали мы, современники, откупщики (была такая разновидность бизнесменов) устроили распродажу водки по бросовым ценам, и народ не устоял, набросился на дешевку и запил по-прежнему.
Если еще обратиться к истории, то в дальнейшем отдельные попытки организовать кружки поборников трезвости стали замечаться в Полтавской и Смоленской губерниях. Причем именно в селе Татево Смоленской губернии по инициативе Сергея Александровича Рачинского образовалось общество трезвости «Согласие», которое послужило образцом для организации множества церковно-приходских обществ трезвости.
Народная беда нашла горячий отклик у российской интеллигенции. Целый ряд статей в защиту трезвости написали В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. В результате четко обозначенной позиции интеллигенции и православной церкви по отношению к народному пьянству среднедушевое потребление алкоголя в России к 1913 году составляло 3,7 литра в год на душу населения. Для сравнения: сегодня эта цифра составляет 20 литров.
Словом, трезвенническое движение в нашей стране то зарождалось, то умирало.
В данный момент, как я уже сказал, в России живо пятое по счету трезвенническое движение, возглавляет которое выдающийся хирург современности, ныне здравствующий на 104-м году жизни Федор Углов.
А начиная с 1998 года усилиями отца Игоря Бачинина обозначилась работа православной церкви в деле отрезвления россиян.
-

Виктор Федорович, скажите, почему в советское время государственная программа отрезвления нашего народа не сработала?

Все очень просто. Дело в том, что данная политика трезвости проводилась опять же по решению «сверху». Народ же, по сути, к трезвости не был готов, ему ее насаждали. Старались любыми способами затащить людей в члены ВДОБТ. Хотя нельзя отрицать, что эти насильственные методы принесли немало положительных результатов. Это факт, и от него не уйти, как бы этого ни хотели противники трезвости.
Кстати, несколько слов об этих противниках. Вспомним, каких усилий потребовало запрещение прямой рекламы алкогольных и табачных изделий в средствах массовой информации. И посмотрим в телеящик сегодня. Во всех, без исключения, художественных творениях главные герои, независимо от того, положительные они или негодяи, пьют, курят, предаются блуду. Трансляции подобного рода идут по главным российским каналам. И это в то время, когда наша родина теряет более миллиона человек в год по причинам, связанным с употреблением алкоголя и табака! Это болезни, гибель на дорогах, убийства и самоубийства, пожары от непотушенной по пьянке сигареты и так далее.
Однако же в этих самых СМИ мы можем найти информацию об американских «Анонимных алкоголиках», о казахском психотерапевте-чудотворце Назарлиеве, о различных антиалкогольных чаях, припарках, примочках. Но я никогда не слышал в СМИ об организациях, которые даже в своих названиях несут слова «народный», «международный». А такие организации у нас в стране есть. Вот они: Союз борьбы за народную трезвость, «Оптималист» и Международная ассоциация трезвости. Тысячи и тысячи людей обрели трезвость, спасли свою жизнь благодаря работе этих всероссийских организаций.
В общем, говорить на эту тему можно очень долго.

Скажите, чем же православный трезвенник отличается от трезвенника-мирянина?

Вопрос серьезный. Я упоминал выше фамилию Рачинского. Так вот, этот человек в один день коренным образом изменил свою жизнь. Уехал в свою деревню и организовал там трезвенническое братство, стал проповедником трезвости. А в основе его учения лежала православная вера. Сами понимаете, в те годы верующих было значительно больше, чем сегодня, поэтому люди к нему потянулись. К тому же он сам принял обет трезвости, чтобы быть примером для желающих покончить с пьянством.
Трезвость как окончательная цель без подпитки ее непреходящими ценностями весьма неустойчива. Как раз эту роль и выполняет вера в Бога. Поэтому для православного трезвенника отказ от алкоголя и табака – это только первый шаг в работе над собой. В дальнейшем он начинает отрезвляться душой. Освобождает себя от пагубных страстей своих, таких как сребролюбие, гневливость и так далее. Так что освобождение себя от алкогольной зависимости – не главная задача. Надо помнить о том, что человек существо сложное, состоящее из трех ипостасей: тела, души и духа. Поэтому любую болезнь, любую трудность, любой порок мы можем преодолеть только тогда, когда мобилизуем силу нашего духа. Как только мы забываем о духовной пище, нас тотчас настигают невзгоды.

Теперь расскажите о самой встрече православных трезвенников.

Она проходила в дни празднования памяти святых царственных мучеников, с 16 по 24 июля, в селе Меркушино. В ней приняли участие члены Всероссийского православного Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение». На встрече были представители многих городов и сел нашей страны, в том числе и я из Абакана. Всего же собралось порядка ста человек, в том числе и священники из 12 епархий Русской православной церкви. Кроме того, в Меркушино приехали и 22 представителя из челябинской молодежной организации «Трезвение». Словом, интерес к данной встрече был проявлен достаточно серьезный.
Каждый день для участников был расписан по часам. Мы посещали близлежащие храмы и монастыри. Присутствовали на молебнах, литургиях, всенощных бдениях. Кроме того, прослушали многочисленные лекции трезвеннической и антитабачной направленности. С нами провели мастер-класс по профилактике зависимостей среди подростков, по организации взаимодействия внутри трезвеннического движения и так далее. Обменивались между собой опытом работы. Кроме того, в конце встречи, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, состоялось принятие обета трезвости 28 участников встречи, которые дали Богу обещание жить в абсолютной трезвости. Так что свободного времени не было вообще.

Какое решение легло в основу прошедшей встречи?

Прежде всего, это организация работы трезвеннических общин на церковных православных приходах. Цель же общины – нести пропаганду здорового образа жизни, мир, любовь в семью, любовь к ближнему.

То есть любой мирянин, имеющий алкогольную зависимость, может прийти и попросить помощи в церковь, где есть такая община?

Совершенно верно. Здесь же, в общине, он сможет не только обрести трезвость, прослушав определенный курс лекций, но и закрепить ее, постоянно встречаясь в общине со своими новыми друзьями. Причем не просто с друзьями, а семьями, что очень важно для периода адаптации человека к трезвому, здоровому образу жизни.
В Евангелии от Матфея, в 12-й главе, мы можем прочитать:
Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришед находит его незанятым, выметенным и убранным;
Тогда идет и берет с собою семь других, злейших себя, и, вошедши, живут там: и бывает для человека того последнее хуже первого.
За восемь лет работы по проблеме алкогольной зависимости я убедился в том, что сама по себе трезвость не всегда благо для человека, а иногда и человечества. Гитлер, если помните, был трезвенником и вегетарианцем.
Мне столько раз приходилось сталкиваться с тем, что людям становилось жить гораздо труднее в трезвости, нежели когда они употребляли алкоголь. Поэтому мало помочь человеку стать трезвым. Хорошо, если он, протрезвев, встретит поддержку в семье, на работе. А если нет? Вот где требуется помощь. Ее в нашем случае и предоставит трезвенническая община.
Теперь эти люди, некогда потерявшие за рюмкой водки смысл жизни, спасают ближних. Не громкими речами, не пикетами и транспарантами, а тем, что просто живут рядом с нами. Живут трезво и счастливо. Со встречи православных трезвенников я привез видеофильм. Интересна сама история создания этого фильма. В один московский профессиональный театр пришел православный трезвенник. Пришел с определенной целью – помочь людям протрезветь, так как труппа натуральным образом спивалась. Актеры по-разному отнеслись к появлению «спасителя», но воля режиссера, как и положение дел в труппе, заставило людей принять эту помощь. Когда эти актеры после трезвеннических занятий протрезвели, оглянулись: мама дорогая, с этим пьянством столько наворотили, пора разгребать. С чего начать? И начали… Создали спектакль, основанный на реальных событиях, своих и чужих.
Я смотрел этот фильм. Интересно не только то, что происходит на сцене, но и то, что происходит в зале.
Скептицизм и явные усмешки на лицах зрителей постепенно сменяются напряженным вниманием и сопереживанием. А по окончании спектакля бравые, но уже «соленые» мужики втихаря утирают сопли и слезы – узнали себя.
Заканчивается спектакль грустно. Главный герой, избив спьяну жену, опомнившись, восклицает: «Господи, почему мы приходим в себя ПОСЛЕ…».

Кто будет проводить данные трезвеннические курсы? Священнослужители?

Не обязательно. Это может быть специалист со стороны. Просто церковь сегодня берет на себя попечительскую роль в отрезвлении людей, имеющих проблемы с алкоголем, и будет помогать им обретать те духовно-нравственные идеалы, которые у них когда-то отняли и подменили новыми, советскими.

Значит ли это, что все слушатели курсов по их окончании должны проникнуться верой в Бога?

Трезвеннические курсы при церквях создаются не для того, чтобы насаждать православие. Речь идет об оказании помощи человеку, попавшему в беду, в зависимость к алкоголю либо табаку. Другое дело, если человек по своей воле решит для себя сделать выбор в пользу православия – ничего здесь, я думаю, плохого нет. Между прочим, когда спросили Леонида Брежнева о том, что в его жизни было самым запоминающимся, он ответил: «Поход в церковь».

В Абакане проводятся подобные курсы?

Как это ни парадоксально, но пока нет. Надо сказать, что наш город в плане проводимой трезвеннической работы заметно отличается от множества других городов страны. В Абакане, к примеру, издается всероссийские газета «Трезвение» и газета «Соратник», которая распространяется по всей стране. Кроме того, у нас очень крепкая трезвенническая ячейка в городе, известная среди трезвеннических обществ страны.
Тем не менее есть все основания надеяться, что уже в конце сентября мы сможем провести десятидневный курс и в Абакане, в Храме Святителей Московских.
Сергей Гесс

http://www.abakan-gazeta.ru/node/555