ОМСКАЯ БОГОРОДИЦЕ-БРАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ

БОГОРОДИЦЕ-БРАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
http://www.omsktime.ru/church/bogorod.html
«Утоли моя печали» – так называется один из образов Богоматери. На этой иконе Божия Матерь изображена держащей правой рукой младенца Христа, у которого в руках развернут свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу...» Наиболее ранние сведения об этой иконе относятся к 1640 году, когда казаки принесли ее в Москву. «Утешительное» назначение звучит в самом наименовании сюжета. Почитание иконы и распространение ее списков приходится на вторую половину ХIХ века. Празднование дня этой иконы 25 января (7февраля по новому стилю).

Епархиальное Братство ревнителей Православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения, во имя иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», было основано в г. Омске в 1898 году. Основателем его являлся первый епископ Омский Преосвященнейший Григорий (Полетаев), который в день праздника Епархиального Братства праздновал и день своего Ангела. Епископ Григорий оставался его почетным членом до своей кончины в 1914-м году. Также почетным старшим братом Омского Братства был Святой и праведный Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев).

Братство находилось под покровительством Великого князя Константина Константиновича до его смерти 2 июня 1915 г. В состав Братства входили: его глава – начальник и руководитель – епископы и архиепископы, руководившие Омской Епархией, которые затем становились пожизненными почетными старшими братьями.

Это звание так же получали государственные чиновники и губернаторы Степного края и Акмолинской области, например, обер-прокурор Св. Синода В. К. Десятовский, член Государственного Совета Н. Н. Сухотин, генералы И. П. Надаров, М. Я. Романов, А. Н. Неверов, протоиерей И. И. Восторгов, П. Н. Новиков, М. С. Орлов, М. А. Бирюков, священник Петр Троицкий, из гражданских лиц – купцы С. С. Волков – первый староста Омского кафедрального Успенского Собора, старшина общества Хоругвеносцев, Мирон Иванович Печенин – строитель Богородице-Братской церкви и женского епархиального училища, Полиевкт Яковлевич Веревкин – староста Братской церкви и др. Существовало звание почетного старшего брата, им, например, был екатеринбургский купец А. П. Кожевников, поставляющий иконостасы.

В состав правления Братства входили: епископы, благочинные, протоиереи. В 1915 году это были протоиереи: Михаил Орлов, Илья Фокин, Александр Соловьев, Михаил Бирюков, Василий Пляскин; священники Петр Троицкий, Александр Радонежский, Афанасий Букаев; коллежский Советник Ф. С. Иванов, коллежский асессор Н. И. Вознесенский; купцы С. С. Волков, М. И. Печенин, П. Я. Веревкин.

С 1899 года Братством стали собираться деньги на постройку храма, так как епархиальная библиотека-читальня, книжная лавка и склад утвари находились в наемных помещениях. В 1906 году сумма пожертвований составила 10000 рублей. Самым крупным взносом был дом отставного вахтера Л. Д. Шебалина, проданный за 5000 рублей. Член Братства троицкий купец М. И. Печенин изъявил желание построить храм, при этом строил на свои средства. Место было выделено на упраздненном Бутырском кладбище.

Бутырское кладбище было действующим с начала до середины XIX века. На нем были похоронены выдающиеся военачальники России: командир Сибирского корпуса генерал-лейтенант и кавалер Г. И. Глазенап, великий металлург, исполнявший обязанности губернатора Западной Сибири П. П. Аносов, генералы М. Л. Булатов, И. В. Потемкин, И. Я. Фалькенберг. Кладбище находилось между современными ул. Гусарова, Рабиновича, Чернышевского и Центральным переулком.

Закладка храма произошла в июне 1906 года, в первый год строительства была осуществлена кладка здания. Освящение было совершено епископом Гавриилом 8 сентября 1908 года. Владыка Гавриил сказал на освящении: «Здесь будет наша крепость в исправлении потребного, – отсюда потекут удобства для Братской жизни: для собраний и совещаний. Здесь обоснуются наши библиотеки под разными названиями – епархиальная, миссионерская и издательская...».

11 июля 1910 г. состоялось поднятие колоколов на колокольню Братской церкви.

Двухэтажный краснокирпичный храм, имевший русскую стилизацию, стал украшением правобережной части города. Верхний этаж – храм во имя Божией Матери «Утоли моя печали», нижний – библиотека-читальня, книжная лавка, склад, квартира настоятеля церкви и для приезжих священников. Церковь представляла собой двухэтажный объем зального типа с характерным силуэтом, когда шатровая колокольня и шатровый купол фланкировали здание с запада и с востока. Подобное решение встречается в архитектуре Никольской церкви в поселке Атаманский хутор и Никольской военной церкви в Барнауле. Икона Божией Матери «Утоли моя печали» для Братства была написана владельцем иконописной и иконостасной мастерской в Екатеринбурге купцом Александром Петровичем Кожевниковым.

По данным отца Иоанна Голошубина, прихожан при Братской церкви в 1914 году было 1867 человек. За год бывало 319 крещений, 17 браков, 268 отпеваний.

Именно в Братском храме 3 декабря 1911 г. произошло наречение епископом Семипалатинским, викарием Омской епархии начальника Киргизской Миссии архимандрита Киприана (Константина Станиславовича Комаровского). Впоследствии архиепископ Киприан стал новомучеником. Он управлял Владивостокской, Иркутской, Златоустовской, Ижевской и Кировской епархиями. После множества арестов, тюрем и лагерей его жизнь оборвалась расстрелом в подвале внутренней тюрьмы НКВД г. Кирова.

В храме проходили религиозно-нравственные чтения, беседы, собрания членов Братства. В 1913 году при Братстве было учреждено общество трезвости (в ознаменование 300-летия дома Романовых). Общество проповедовало трезвенные идеи, раздавало литературу, привлекало народ к церковному пению и проведению досуга в братских беседах и чтениях. Основную работу в обществе выполняли священники И. Фокин, А. Букаев, Ф. Воложанин.

На складе Омского Епархиального Братства можно было получить миссионерские стенные отрывные календари, приобрести богослужебные книги, плащаницы напрестольные и выносные, траурные священнические облачения. В 1913 году к празднованию 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых были получены книги и брошюры из истории Русского государства и Царствующего Дома.

Миссионерская работа в Омске велась в основном при участии Братства. Так как происходило отпадение православных в сектантство, с середины февраля 1913 г. некоторыми членами Миссионерского Совета решено было оживить энергичную деятельность прежде всего в обширном и просторном Братском храме. Председатель Миссионерского Совета епископ Исидор охотно поддержал инициативу и решение членов Совета, приняв в беседах личное участие. Каждое воскресенье в храме началось чтение акафистов, нередко при участии епископа Исидора, после которых с противосектантскими беседами выступали: епископ Исидор, благочинный Омских городских церквей протоиерей отец Михаил Орлов и инспектор классов Омского Епархиального училища священник отец Илья Фокин. Беседы имели успех, обширный храм каждый раз наполнялся народом. На беседах было введено общенародное пение, которое чередовалось с пением хоров воспитанниц Епархиального училища, Крестовоздвиженской церкви.

Основалось при Братстве Общество трезвости, которое вело свои чтения. По средам в течение Великого поста служили «пассии», с произнесением поучений.

Священник Фокин провел беседы: «об упадке нравов в современном русском обществе», «о святости и святых», «о посте», «о храме», «о покаянии», «о молитве». Протоиереем Орловым проведены беседы: о «причащении», «о крещении младенцев», «о праздновании воскресного дня», « о церкви», «о кресте».

В среду, 13 марта, в Братской церкви первый раз в Великий пост епископом Мефодием, в сослужении с некоторыми членами Братства, была отслужена «пассия». После службы священник Илья Фокин обратился к народу с речью о трезвости. В заключении состоялась общенародная спевка.

В среду, 20 марта, в Братской церкви епископом Акмолинским Мефодием в сослужении со священниками о. И. Фокиным, о. А. Радонежским и о. А. Алексеевым, торжественно была отслужена «пассия» с чтением акафиста страстям Христовым. Канон «Волною морскою» пел хор монахинь, под управлением о. К. Чумакина, припевы акафиста пел весь народ.

По окончанию богослужения, о. Илья Фокин сообщил многолюдному собранию о заседании Совета Общества трезвости, о выборе должностных лиц Совета и о принятом уставе Общества. После краткого обмена мыслей, собрание приняло решения Совета. Устав Братского Общества трезвости, как центрального учреждения для Омской епархии, будет отпечатан в «Епархиальных Ведомостях». После деловых сообщений о. И. Фокин обратился к собранию с речью на тему о трезвости. После общего пения некоторых молитв, о. Радонежский прочитал статью: «Добрые речи великих людей о погибельном пьянстве».

3 апреля, в среду, в Братском храме епископом Мефодием была отслужена «пассия» в сослужении со священниками: о. И. Фокиным, о. А. Радонежским и о. А. Алексеевым. После богослужения, преподаватель Омского Епархиального училища А. А. Доброхотов с кафедры прочитал проповедь на тему о страданиях Христовых. Народ исполнил несколько песнопений, после чего учителем Н. И. Медведевым было прочитано сообщение о пагубном влиянии пьянства на подрастающее молодое поколение. В заключение инспектор классов Омского Епархиального училища, священник о. И. Фокин произнес речь о вреде умеренного употребления спиртных напитков, на основании цифровых и статистических данных и последних выводов медицины. После беседы происходила запись членов Общества трезвости, и вступившими давались обещания воздерживаться от пьянства перед св. крестом.

Продолжались и воскресные беседы. 17 марта в Братском храме состоялась очередная миссионерская беседа. Протоиереем о. М. Орловым, в сослужении со священником о. И. Фокиным и о. А. Радонежским был отслужен акафист перед иконой Божией Матери «Утоли моя печали». Первую речь «о молитве» произнес священник о. Илья Фокин. Вторую речь «о Животворящем Кресте Господнем» произнес протоиерей о. М. Орлов. Хор воспитанниц Омского Епархиального училища исполнил несколько песнопений. В храме находилось около 700 человек.

Тихвинским монастырем Новгородской епархии была прислана в благословение Омской епархии Тихвинская икона Божией Матери, освященная у подлинной чудотворной Тихвинской иконы в г. Тихвине. В воскресенье 28 апреля в 9 часов утра, перед литургией, Тихвинская икона Божией Матери в торжественном крестном ходу, возглавляемом самим Преосвященнейшим Андроником, Епископом Омским и Павлодарским при стечении множества богомольцев была перенесена из кафедрального собора в Братский храм и совершена литургия. Во время службы священник И. Фокин сказал поучение о гибельности пьянства, призывая молящихся под кровом Церкви Православной собираться в светлые дружины трезвости. Слово о. И. Фокина было посвящено призыву к трезвости так как этот день, 28 апреля, – в 1913 году церковный праздник трезвенников по всей России.

В воскресенье, 5 мая, в Братском храме состоялось общее собрание членов Омского епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества.

22 мая 1915 года общество трезвости совершило торжественный Крестный ход со знаменем – хоругвью из Омска в селе Чернолучье Тюкалинского уезда, ко дню памяти Св. Великомученицы Параскевы. Число паломников достигало нескольких сот человек. Для пения в село выезжал хор монахинь, живших при Братском храме. В 1914-1915 гг. председателем Братства был епископ Акмолинский Мефодий. Судьба епископа Мефодия (Михаила Красноперова) трагична – он был жестоко убит при подавлении Ишимского восстания в марте 1921 года.

25 января 1915 г. состоялось празднование в честь иконы Божией Матери «Утоли моя Печали». Богослужение в этот день в храме Братства совершал старшина Братства, Преосвященный Мефодий, епископ Петропавловский в сослужении со священниками – членами Братства. В 3 часа дня в Братском храме состоялось общее собрание членов Омского Епархиального Братства под председательством епископа Мефодия. В начале собрания был пропет всеми присутствующими кондак «Не имамы иныя помощи». По благословлению Владыки настоятель храма священник А. Букаев прочитал отчет Омского Епархиального Братства за 1914 год. Братство в отчетном году устраивало народно-миссионерские курсы для дьяконов и псаломщиков г. Омска и для других слушателей, каждый воскресный день в Братском храме служился акафист перед Тихвинской иконой Божией Матери и некоторыми из духовенства городского велись чтения миссионерского апологетического, церковно-исторического и трезвеннического содержания. Братство рассылало по городам и селам Омской епархии листки и брошюры миссионерского и трезвеннического содержания.

При Братстве существовал Дамский Комитет, деятельность которого во вторую половину года выразилась в сборе пожертвований на снабжение воинов бельем и в приготовлении этого белья, в сборе пожертвований на подарки доблестным воинам нашим к празднику Рождества Христова и в устройстве в праздник Рождества Христова детского праздника «Вифлеемская Звезда – Ясли» для учащихся церковно-приходских школ и для детей бедных жителей Омска и призванных на войну.

Деятельность Епархиального Братства трезвости выразилась в привлечении большого числа лиц, желающих проводить жизнь трезвенную, в члены Братства трезвости; в развитии и усилении трезвеннического движения в Омской епархии через рассылку и раздачу литературы, через устройство еженедельных трезвеннических собраний (по средам) с совершением молебнов, с чтением статей и произнесением речей трезвенного содержания, через устройство трезвеннических паломничеств (в с. Чернолучье и в Казанский женский монастырь близ ст. Омск) и крестных ходов (в день Всероссийского праздника трезвости 29 августа). Братство для бедных жителей г. Омска устраивало праздничные трапезы в дни Св. Пасхи и Рождества Христова. Весною был устроен Братством праздник древонасаждения для учащихся церковных школ г. Омска. Были посажены деревья на кладбище, на котором построен Братский храм. В храме было устроено электрическое освещение.

Предполагалось открытие женской общины из монахинь, живших при Братском Храме.

В последующие годы главной деятельностью храма по-прежнему были просветительская и миссионерская работа. По воскресным дням велись беседы: противосектантские, церковно-исторические, трезвенные, а во время Первой мировой войны – о военных событиях. Беседы привлекали от 150 до 500 человек и более. Предварялись беседы акафистами перед иконами Божией Матери «Тихвинской» и «Утоли моя печали» попеременно. В храме выдавались листки религиозно-нравственного, патриотического и трезвеннического содержания, выписываемые из издательств «Верность» (Москва), «Фасенко» (Одесса) и Киевской и Троице-Сергиевой Лавр. По всей епархии распространялись книги, церковная утварь, иконы, облачения и ладан.

Омское епархиальное Братство было довольно большой организацией, в 1915 году в нее входило около 400 человек.

28 августа 1915 года епископом Омским и Павлодарским Сильвестром был учрежден Епархиальный Комитет по оказанию помощи беженцам, сотрудничавший с городским комитетом по оказанию помощи беженцам. Большую работу проводил Дамский комитет при Омском епархиальном Братстве. В первую очередь, члены Дамского комитета оказывали помощь воинам действовавшей Армии, посылая белье, табак, чай, сахар, масло и др. Были посланы деньги – 56 рублей в Петроградское Славянское благотворительное общество и в Москву, в редакцию газеты «Русское слово», для пересылки послу в Сербии; 10 рублей были посланы на имя Московского Сербского подворья архимандриту Михаилу. В городской организации по устройству быта беженцев работали г-жи: Орлова, Савкина, Соловьева, Саламахина, Волкова, Топоркова. 100 посылок было послано в 1915 году военнопленным в Германию; 108 рубашек отправлено воинам действующей Армии.

Омским епархиальным попечительским советом и Братством в 1915 году был открыт приют для детей раненных и увеченных воинов, в котором работали бывшие послушницы Богородице-Михаило-Архангельского монастыря. В июне 1917 г. приют был расширен и находился под попечительством Совета женщин-христианок.

Братством готовился к изданию «Сибирский патерик» под редакцией священномученика епископа Сильвестра.

Огромную работу проводили члены Братства среди военнопленных славян, напомним, что в 1916 году к Православию было присоединено более 400 чехов, русинов и поляков.

Таким образом, мы видим, что Омское епархиальное Братство являлось проводником православного служения, благочестия и нравственности и вело обширную благотворительную деятельность.

Богородице-Братская церковь в советский период

В 1918 году кандидат богословия священник Иван Никифоров (1879–1937), будущий епископ Иннокентий был назначен настоятелем Богородице-Братской церкви и определен законоучителем женской гимназии. 2 ноября 1919 он овдовел и в 1925 году пострижен в мантию, затем возведен в сан архимандрита. 30 ноября 1925 – посвящен в епископа Семипалатинского, викария Омской епархии; хиротонию совершали архиепископ Омский и Павлодарский Виктор (Богоявленский), епископ Петропавловский и Акмолинский Иоанн (Троянский). 4 декабря 1937 епископ Иннокентий был осужден тройкой при УНКВД СССР по Курской области и приговорен к расстрелу. Расстреляли его в тот же день в г. Курске.

Во время правления А. В. Колчака – 19 апреля 1919 года около церкви разбили сад.

Как и другие приходы города, Богородице-Братский в начале 1920-х годов был обновленческим. Но в 1924 г. прихожане почти всех церквей г. Омска на общих приходских собраниях выносят постановления о переходе из обновленчества в тихоновскую группу. Священник Братской церкви Сергей Малыгин играл руководящую роль в Управлении Епархии, поэтому не хотел порывать с обновленчеством. В Братской церкви инициаторами перехода в тихоновскую ориентацию были священник Константин Платонов, диакон Иван Иванович Жернаков (впоследствии обновленец) члены приходского Совета – Александр Никулин, Михаил Жигалов. Настоятелем храма тогда был о. Иоанн Никифоров.

Число общинников, судя по секретным сведениям государственных органов, неуклонно росло: в 1926 г. – 627 человек, в 1927 – 640, в 1928 – 639. Это был самый большой приход в Омске.

Так как в первую очередь гонениям подвергались священники тихоновского направления, Богородицкая церковь все 1920-е и начало 1930-х годов находилась в центре внимания репрессивных органов. Свидетельством тому служит то, что настоятеля Братской церкви Василия Феофановича Инфантьева арестовывали в 1921, 1924, 1926 и 1930 годах. Священник Василий Инфантьев (1884–1930) был благочинным Омских городских церквей, членом Омского епархиального церковного совета. В 1914 г. он окончил Казанскую духовную академию. Член Поместного Собора 1917 г. он был одним из самых активных православных деятелей епархии, оказывал большое влияние на епископов, священников, прихожан. Последний раз его арестовали 9 января 1930 г. 15 марта 1930 г. он был осужден Особой тройкой ПП ОГПУ по Сибирскому краю по статье 58–10 УК и расстрелян 26 марта 1930 г. в Новосибирске. Вдову о. Василия с детьми бесплатно поселили в подвале храма. Но репрессивные органы это не устраивало и в адмотдел для объяснения вызвали членов совета И. Г. Вятских и Ф. Г. Фокина. Им было предложено в трехдневный срок выселить вдову и уволить Константина Инфантьева, брата Василия Феофановича, служившего вторым священником в Братской церкви. Вскоре семья Инфантьевых была сослана в Кулайскую комендатуру на север Тарского района Омской области, где умерла из-за невыносимых условий вдова отца Василия и погибли его дети.

Репрессиям подверглись и остальные члены церковного совета. Органами НКВД было сфабриковано дело об антисоветском заговоре, связанном с недовольством верующими непосильными налогами за аренду церковных зданий. Священник Константин Вячеславович Платонов был арестован 16 апреля и осужден на 3 года исправительно-трудовых лагерей. Александр Дмитриевич Мирошниченко был арестован 17 апреля 1931 г. и осужден на 3 года ссылки. 23 апреля арестовали церковного старосту И. Г. Вятских, но его освободили в ходе следствия. После двух месяцев заключения из Ивана Григорьевича, которому был 81 год, на допросе 9 июня выбили показания: «...Признаю себя виновным в том, что я состоял в к-р организации, ставившей своей целью свержение Соввласти и восстановление капиталистического строя в России. В контрреволюционной организации церковников г. Омска состояли следующие лица: 1. Платонов К. В. – настоятель Братской церкви. 2. Фокин Ф. Г. – предс. церк. Совета Братской церкви. 3. Радин В. Я. – член церк. Совета Братской церкви. 4. Самсонов А. В. – член рев. ком. Братской церкви. 5. Макейкин Т. И. – член рев. ком. Братской церкви. 6. Серебряков И. С. – член рев. ком. Братской церкви. 7. Александров (имени и отч. не знаю) – член рев. комиссии. 8. Вятских И. Г. – староста Братской церкви. 9. Мирошниченко Александр – священник Братской церкви...».

Конечно, после разгрома общины, церковь вскоре была закрыта. В 1940-м году на территории кладбища построили корпус педагогического института, в котором в начале Великой Отечественной войны разместили эвакуированный из Ленинграда завод № 21. Здание храма сначала использовалось для нужд завода, затем было разобрано. Сейчас на его месте находится завод им. Козицкого, о кладбище напоминает только мемориальная доска на стене завода о том, что здесь находилась могила металлурга П. П. Аносова.