ТРЕЗВОСТЬ – БУДУЩЕЕ РОССИИ

ТРЕЗВОСТЬ – БУДУЩЕЕ РОССИИ

Душа моя, почто грехами богатееши

«Мы должны осознать, что против нашего народа ведется хорошо спланированная бескровная война, имеющая целью его уничтожить… Мы не видим, чтобы кто-либо, кроме Церкви, всерьез противостоял этой смертельной угрозе. Это обязывает нас, духовенство, монашествующих, всех верных чад Русской Православной Церкви, бороться за спасение нашего народа, нашей страны, организовывать национальное сопротивление действиям, вызывающим нравственную деградацию молодого поколения россиян. Каждый священник должен считать своим священным долгом проповедь бескомпромиссного противостояния нравственному растлению. Мы должны поднять русский народ на борьбу за жизнь своих детей. Мы не призываем к войне и погромам, но зовем на подвиг исповедания христианской веры перед лицом воинствующего зла».

Святейший Патриарх Алексий II , 15 декабря 2000 г.

Вдумаемся в слова Святейшего Патриарха, вынесенные в эпиграф. Что за бескровная война ведется против нас? Кто угрожает нам смертью и каким оружием сейчас наш народ и наших детей убивают? Как защитить себя, своих близких и своих соотечественников, в чем наш подвиг?

КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ

Вот вести «с фронта бескровной войны»: По данным д.м.н. иером . Анатолия ( Берестова ), ежегодно только от наркотиков в России умирают более 70 тыс. человек. Если такая ситуация с распространением наркотиков сохранится, то через 15 лет в России будет 35 млн. наркоманов.

По данным Минздрава РФ в 1997 г практически здоровыми можно было назвать лишь 10% подростков. Согласно исследованиям ученых Красноярского ГУ, в 2003 г. 48% первоклассников употребляли алкогольные напитки (в начале 90-х – 4%). 75% девочек – будущих матерей - страдают хроническими болезнями. Каждая вторая школьница-старшеклассница курит. У 31,5% подростков – психические расстройства, у 33% (у каждого третьего) - умственная отсталость и психопатия (в таких регионах как Новокузнецк – у 60% детей).

Численность алкоголиков в России сейчас достигла 20 млн. человек и продолжает увеличиваться. По данным главного нарколога Республики Алтай, сейчас каждая третья семья в Республике имеет в своем составе алкоголика. Каждый шестой алкоголик в нашей стране – женщина. Из 250 воспитанников Горно-Алтайского интерната для детей, оставшихся без попечения родителей, только каждый десятый - сирота, остальных при живых родителях отчего крова лишил алкоголь.

Сейчас в России более 1 000 000 безпризорных детей, и около миллиона наших соотечественников находятся за решеткой. Смертность в России превышает рождаемость в два раза, есть регионы, где этот показатель составляет 24, 46, 72 раза (как в городе Кимры Тверской обл., где на 54.000 жителей 6.000 наркоманов).

По данным д.х.н. проф. В.Г. Жданова, в настоящее время количество смертей, связанных с употреблением алкоголя, приблизилось в России к одному миллиону человек в год. Подобное состояние демографического процесса на прошедшей в Женеве 51-й ежегодной сессии ВОЗ было охарактеризовано как «беспрецедентное для мирного времени». Основной причиной вымирания нашего народа является алкоголизация населения.

Решим задачу: В старинном русском селе Бабино, Завьяловского района Удмуртии в 2003 г. в трех девятых классах было 68 человек. В том же году в первый класс смогли набрать всего 6 ребятишек. Вопрос: во сколько раз набор в школу сократился за последние десять лет? Сколько пенсионеров через 35 лет эти шесть учеников должны будут прокормить, если не сопьются? Сравни данные задачи с ситуацией в твоей школе, в твоем городе, в твоей деревне. Что стоит за этими фронтовыми сводками, за этой убийственной статистикой? За этой статистикой - деревенские девчонки в любой российской деревне - даже те, что закончили школу с отличием – через год после окончания школы почти все они курят и выпивают, будут ли у них дети? За статистикой – женихи этих девчонок, отцы их и братья, употребляющие сивуху, «Трояр» и «Анти-лед» - во многих деревнях таких, скажу осторожно – каждый третий. За статистикой - оскверненная юность, изломанные судьбы, пропитые таланты, горе, тюрьма, смерть. «Ну, это крайности, - скажешь, – пить просто надо умеючи». Ясно, ни наркоманом, ни алкоголиком стать ты не намерен.

Вообще-то алкоголизм всегда начинается «культурно» - сначала дома с родителями по праздникам, затем еженедельные студенческие вечеринки с друзьями, и вот уже будни «культурного» алкоголизма: корпоративный «отдых на берегу» сотрудников солидных фирм, а также «решение проблем с компаньонами», непременный «гонорар» слесарю, печнику и строителю, и «стол» друзьям, помогшим в квартиропереезде (иначе не поймут!), и дни рождения и праздники в женском коллективе в конце рабочей недели, и свадьбы с обычным сценарием «а теперь нальем - а теперь выпьем», и юбилей, и поминки, и романтика выпускных вечеров, и проза первого сентября, а еще – проводы в армию, встреча из армии, родины, крестины, «первый зубок», покупка, католическое Рождество, новый год, старый новый год, и, конечно, жаркий день, и холодная погода, и рецепты народной медицины, и рыбалка, и охота, и – если приехали родственники, или встретил друга детства, и «ради знакомства», и после работы, и просто – весенний вечер на двоих за пачкой «альянса» и бутылочкой «ворсинского»…

А, в общем, дорогой читатель православный, назови праздник, который в семье вы встречаете без спиртного. К 2002 г. среди взрослого населения страны осталось всего 3% людей, ведущих трезвый образ жизни. «Война, которую ведут против нас, направлена на поголовное и жестокое истребление населения, на разрушение экономического и культурного потенциала страны», - говорит в лекции «Алкогольный и наркотический террор против России» проф. В.Г. Жданов.

Кроме оружия массового поражения: алкоголя, наркотиков и табака, в арсенале нашего противника – реклама вседозволенности, гомосексуализма, трансвестизма, безбожия и оккультизма в СМИ (фильмы «ОМЕН», «Код да Винчи», многочисленные сериалы типа «Очарованных» и т.п.), срамные сайты в Интернете, а также деятельность организаций подобных Российской Ассоциации Планирования Семьи, выступающей за сокращение народонаселения. Кто же имеет прибыль от геноцида русского народа? Нет, не только организованная преступность и наркомафия, и не только «бароны» Колумбии, Таиланда, Афганистана и Ямайки, стран, для которых экспорт сотен и тысяч тонн наркотиков составляет основу государственного бюджета. Не только производители пойла «Балтика» (скандинавы), «Невское» (датчане), «Холстен» (немцы), «Толстяк», «Клинское» (бельгийцы), «Старый Мельник» (турки), «Бочкарев» (исландцы), «Золотая бочка» (ЮАР), вовлекающие молодежь нашу в пивной алкоголизм. Не только табачные компании, и фирмы, торгующие контрацептивами, представленные, опять же, почти исключительно иностранным капиталом. Не только они имеют прибыль от торговли смертью на просторах России.

Оказывается, наша гибель, дорогой друг, и гибель наших родных, видится «экономически целесообразной» еще и всему «мировому сообществу»: М. Тэтчер, премьер-министр Великобритании, во время визита в Россию в 1996 г.: «По оценкам Мирового сообщества, экономически целесообразно оставить на территории России 15 (пятнадцать) миллионов человек». М. Олбрайт, госсекретарь США, во время визита в Россию, 2000 г.: «По оценкам Мирового сообщества, экономически целесообразно оставить в России 15 миллионов человек». Вот кто, оказывается, желает сокращения количества первоклашек в русской деревне Бабино.

ВОЗРАДУЕТСЯ ДУША МОЯ О ГОСПОДЕ

«Мы – русские, с нами Бог!», - подбадривал своих чудо-богатырей Суворов. В лихолетье, сейчас, как и прежде, духовную опору русский человек находит в Церкви. Соответствует ли борьба за народную трезвость задачам Церкви Христовой, созданной Господом для спасения человека? Что говорит о трезвости Библия и святые учители Церкви? Правда ли, что абсолютная трезвость молодежи и взрослых – удел сектантов и не имеет корней в православной традиции?

Богом человек создан для радости, для радости райской, создан изначально близким к совершенству и безгрешным, – учит нас Святая Церковь.- Истинная радость в том, чтобы дарить радость ближнему, истинная радость - в общении с Богом, с Источником всякого блага и всякой радости. Утратив связь с Богом в грехопадении, человек потерял цель и смысл жизни, поработился страстям и стал искать ложное утешение в различных пороках, в том числе, в пьянстве. Церковь способствует человеку в стремлении вновь обрести радость встречи с Богом.

В Библии нет осуждения вина как такового, однако все преподобные отцы Православной Церкви избирали для себя трезвый образ жизни, потому что Слово Божие им указало спасительный путь воздержания от алкоголя: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством», - говорит ученикам Спаситель (Лк.21,34). «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство», - читаем в послании апостола Павла (Еф.5,18). К трезвой жизни призывали народ русский многие церковные пастыри и учители. Первую в русской истории проповедь «Слово о пьянстве» составил еще преп. Феодосий Печерский в XI в . В ней говорилось, что через пьянство человек отгоняет от себя ангела-хранителя и привлекает беса. По преданию, в ХIII в. ученик преп. Сергия Радонежского Костромской чудотворец преп. Пахомий Нерехтский исцелил городского пьяницу, изгнав из него пьянственного беса. В кон. ХIII столетия митроп . Киевский Кирилл на Соборе, созванном им во Владимире, говорил «наставления попам», в которых порицал христиан, предающихся пьянству в Божественные праздники. Те же мысли звучали в «Поучении игуменам, попам и диаконам» свт. Петра в ХIV в. Преп. Корнилий Комельский в ХVI в. уставом в своей обители воспретил употребление спиртных напитков.

В 1551г. Стоглавый собор высказал осуждение пьянству, которое к тому времени проникло даже в монастыри. «Пребывать в трудах, поститься, хмельного и в уста не брать» учил братию преп. Иринарх, затворник Ростовский. В ХVII в . Патриарх Никон для выработки мероприятий по борьбе с пьянством собрал особый собор (так и названный – «собор о кабаках») и издал распоряжения, ограничивающие пьянство. Затем писали проповеди против пьянства и вели открытую борьбу с ним свт. Димитрий Ростовский, свт. Тихон Задонский, свт. Феофан Затворник. «Но горе человеку тому, - говорит Спаситель, – через которого соблазн приходит… Ибо Сын Человеческий – Сын Божий – пришел взыскать и спасти погибшего (Мф.18.7;11). Горе строящим и умножающим питейные дома! Люди гибнут и душевно и телесно, как мухи в мухоморной жидкости, а содержатели этих домов виновны в их погибели», - свидетельствует Всероссийский батюшка св. прав. Иоанн Кронштадтский.

Против откупщиков-торговцев сивухой в 30-40-х гг. ХIХ в. здесь на Алтае действовал преп. Макарий (Глухарев) и другие алтайские миссионеры, защищая от спаивания алтайское и русское население. С серед. ХIХ в. повышенная до крайности цена водки, ее недоброкачественность и другие утеснения от откупщиков заставили сам народ вступить в борьбу. В 1858 г. население начало отказываться пить водку и стало образовывать кружки и общества трезвости. Этому движению сильно содействовало духовенство. С замечательной быстротой почти вся Россия покрылась сетью обществ. В одних местах крестьяне решили не пить хлебного вина, дав обет словесно, в других – составляли письменные «приговоры» о воздержании или давали зарок с крестным целованием. Духовенство стало вести проповеди, одобряя обеты прихожан. Святейший Синод Указом от 10 августа 1859 г. благословил духовенству «живым примером собственной жизни и частым проповеданием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина». Так было положено начало обществам трезвости.

Стоит отметить, что именно тогда, в ХIX в., в Высоцком мужском монастыре г .Серпухова как благословение Божие явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», по молитвам перед которой подаются исцеления страждущим недугами винопития и наркомании.

Выдающимся деятелем на ниве народной трезвости был знаменитый педагог, воссоздатель допетровских традиций русской школы профессор Московского университета и сельский учитель С.А. Рачинский. «Главное направление православной трезвенной работы, - говорил он, - это практическое осуществление заповедей Божиих». В своем родовом имении Татево Рачинский стал вдохновителем «согласия» трезвости, устав которого впоследствии послужил образцом для организации ряда церковно-приходских обществ как по-соседству, так и в разных уголках России. Сергей Александрович всю свою жизнь призывал священство соединиться с мирянами в благом деле утверждения трезвого образа жизни: «Какие бы ни встречались трудности в святом деле водворения общественной трезвости, православному пастырю нечего бояться и бездействовать: добрый пастырь, по слову Божию, видя волка грядуща, не оставляет стада: он душу свою полагает за овцы». Таким добрым пастырем русским священником о. Александром Рождественским создано было в 1898 г. в Санкт-Петербурге знаменитое впоследствии Александро-Невское общество трезвости. В день открытия общества в его члены принят был 151 человек. Через семь лет количество трезвенников в Александро-Невском обществе насчитывалось уже 70 тысяч! К революции 1917 г. под покровительством святого князя Александра было уже более 100 тысяч!

Совершение торжественных вечерних богослужений с чтением акафистов и общим пением церковных песнопений, живая проповедь пастырей и мирян о вреде спиртного и необходимости трезвой жизни, внебогослужебные беседы как в храме, так и вне храма: в школах, частных домах, социальных учреждениях, общие собрания трезволюбов, братские чаепития, крестные ходы, молитвенные стояния и паломничества, издание православной литературы, в первую очередь – трезвенной, открытие библиотек - читален – вот основные средства, с помощью которых Александро-Невское, а по его примеру и другие общества трезвости осуществляли свою работу. Русский духовный писатель Е. Поселянин об Александро-Невском братстве: «70 тысяч трезвенников! Ведь это значит – 70 тысяч семей, то есть целое население крупного города, можно считать застрахованным от когтей нужды, безработицы, безпросветного земного ада! Это – громадная область, отвоеванная у сатаны, это великий живой дар Царствию Божию».

Традиции знаменитого Александро-Невского Общества трезвости и его незабвенного основателя священника Александра Рождественского продолжает и развивает сегодня Всероссийское Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение», объединяющее православных трезволюбов Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Ленинградской и Тюменской областей, Екатеринбурга и Перми, Иркутска, Улан-Удэ и Абакана, Новокузнецка и Магадана. По благословению Епархиальных Преосвященных отделениями Братства на местах выпускается ежемесячная газета «Трезвение» (г. Абакан) и журнал «Трезвое слово» (г. Екатеринбург), проводятся крестные ходы - как например ежегодный Крестный ход с иконой «Неупиваемая чаша» вокруг Абакана в Духов день, организуются ежегодные съезды трезвенников со всей России – на Байкале у стен Посольского Спасо-Преображенского монастыря близ Улан-Удэ, а также в с. Меркушино на Подворье Ново-Тихвинского женского монастыря под Екатеринбургом, совершаются церковные богослужения и молебны с Последованием обета трезвости для желающих, проводятся семинары, где трезволюбы обмениваются опытом работы на местах. Опыт трезвенной работы теперь есть и на Алтае.

БУДЕТ И НА НАШЕЙ УЛИЦЕ ПРАЗДНИК

По благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Максима, епископа Барнаульского и Алтайского, при Свято-Духовском приходе с. Майма ведется работа по созданию Православного общества трезвости. Первыми шагами стало проведение на базе прихода учебного «Курса по преодолению пороков», в основном, для людей, страдающих недугами винопития и табакокурения. «Курс» из восьми занятий проводился в вечернее время по два часа в течение Успенского поста. На первое занятие пришли 20 человек, но до конца потрудились лишь девять. «Методика данного курса опирается на разработки кандидата биологических наук Геннадия Андреевича Шичко и православное мировоззрение,- говорит руководитель «Курса» иерей Георгий Балакин.- На первом же занятии пришедшим было объявлено, что каких–то моментальных чудес ждать не стоит. Успех и достижения в предстоящей борьбе зависят от трех условий: желания победить порок, веры в то, что это возможно и достижимо, и стремления приложить реальный труд к тому, чтобы сделать из себя другого человека – православного христианина. Общая цель всех мероприятий – не «бросить пить (или курить)», а искоренить желание травить себя табаком или дурманить себя алкоголем. Для достижения данной цели слушателям предлагаются некоторые почти общеизвестные, но мало замечаемые факты о нашей действительности, и поясняются «азы Православия». Ведь по-настоящему православных, т.е. воцерковленных, людей среди наших современников очень мало. Большинство «крещенных» в храме-то было только однажды, когда крестились. И отсюда – пустота души, которую человек пытается заполнить суррогатом счастья – алкоголем, или чем то более худшим…

Для того, чтобы лучше разобраться в себе, слушателям предлагается ежедневная работа над дневником по определенным вопросам. Нам рано говорить о результатах, но, судя по опыту Екатеринбургских трезвенников, в частности, священника Игоря Бачинина, наработки которого положены в основу курса, можно сказать, что если человек добросовестно отнесется к знаниям, полученным на занятиях, и постарается стать православным христианином, то поставленной цели сможет достичь курса без особых потерь». Из тех, кто трудился над собой в ходе занятий, впоследствии, возможно, составится костяк Православного общества трезвости. Во всяком случае, о необходимости регулярных встреч говорят сами участники: «Необходимо после прохождения «Курса» не бросать человека, чтобы он дальше плыл по течению самостоятельно. Нужно продолжать встречаться с теми, кто прошел этот «Курс» или с людьми вновь созданного Общества трезвости. Тяжело бороться со своими недугами и пороками одному».

Андрей М. «На «Курсах» даже для меня, «бывалого» в этом искушении, открылось много нового, что мне помогло и помогает менять свое отношение к алкоголю. Очень сильная духовная поддержка, что «Курсы» проходят именно в Церкви и ведет их священник, ему можно задать вопрос, на который сам не можешь найти ответа. Сожалею, что раньше я не знал многого, что узнал здесь о вреде табака и алкоголя». Леонид К. «На занятиях мы узнали, что алкоголь – это яд N 1, он разрушает весь организм, все его клетки. Мое впечатление – призывать всех пьющих, курящих к занятиям или вступать в Общество трезвости, бороться с этими пороками». Валентина С. Сегодня, в обстановке, когда против нашего народа ведется необъявленная война, когда алкогольным и наркотическим ядом убивают и калечат наших детей, нам, русским людям, предстоит восстановить утраченные трезвенные традиции, идя по пути воцерковления – как личного, семейного, так и общественного.

Диакон Павел Тайченачев

В подготовке материала были использованы следующие источники:

1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. РБО, М.2002 2. Свящ. Алексий Мороз, Владимир Цыганков. «Как победить алкоголизм», СПб, 2005. 3. Те же. «Уроки трезвости», М., СПб, 2006. 4. Владимир Георгиевич Жданов, д.хим.н., проф. «Алкогольный и наркотический террор против России», аудиозапись лекции в г.Москве, 2004 г. 5. Иером . Анатолий (Берестов), д.м.н. Лекция в МДА, ТСЛ, г.Сергиев Посад, 2004 г. 6. «Трезвение», газета Всероссийского Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», NN за 2004-2006 гг. Приглашаем всех, кого затронула наша публикация, к продолжению темы на страницах «Алтайской Миссии». За дополнительной информацией обращаться по т. в Майме: 8-38844-21-042 (церковь), 38844-23-158 (диакон Павел Тайченачев)
http://altai.eparhia.ru/publications/raznoe/trezvost/