Ответить на комментарий

Выборы. Стратегия прагматика.

Ю.А. Лисовский.

Публикация статьи «Перспективы патриотической оппозиции на выборах. Пределы возможного.» (17.11.11. сайт http://www.za-nauku.ru/) с предложением не уклоняться от выборов, а голосовать 4 декабря за любую из оппозиционных партий, в первую очередь за КПРФ, вызвала поток писем, как в поддержку данной позиции, так и с её критикой. Не имеет смысла защищать оппозиционные парламентские партии – к ним и к их лидерам накопилось много серьёзных претензий.

Однако при определении стратегии поведения на выборах приходится исходить их объективной политической реальности.

i. Существует партия власти «Единая Россия» с мощным финансовым и административным ресурсом, фактически ответственная за организацию в стране политической системы - имитационной демократии и сырьевой клановой экономики. Она может быть названа политической партией лишь условно, поскольку сформирована «сверху» управляющей элитой в виде вертикальной целевой сети.

ii. Существуют формальные законы, определяющие порядок формирования управляющей элиты и реальная практика, позволяющая власти их нарушать.

iii. Существуют 3 парламентские оппозиционные партии (КПРФ, СР и ЛДПР), в разной степени встроенные в существующую политическую систему и находящиеся под давлением партии «Единая Россия». Эти три партии имеют высокий шанс войти в новую Думу.

iv. Шанс войти в думу имеют также партии «Яблоко» и «Правое дело».

v. Добиться координации действий оппозиции не удаётся - оппозиционные партии идут на выборы индивидуально. Это означает, что ни одна их них не может рассчитывать на большинство в Думе.

vi. Многочисленные политические организации Русского движения не регистрируются властью и не допускаются на легитимное политическое поле.

В результате влияние общества на формирование новой Думы сильно ограничены. Кроме того, идёт мощная компания по дальнейшему отстранению общества от активной политики - избирателям внушается, что от их личной позиции ничего не зависит, поэтому следует отказаться от участия в выборах.

Однако граждане имеют определённый шанс повлиять на состав новой Думы и даже инициировать процесс демократизации политической системы.

1. Отношение к партии «Единая Россия».

За последние годы в России создана одна из самых странных политико-экономических систем в мире. Она является не эффективной, социально несправедливой и не соответствует интересам ни одного социального слоя, кроме криминализованной части управляющей элиты. Система враждебна бизнесу, в том числе и крупному, которому нужна стабильность и защита от криминалитета, и обществу, лишенному политических прав и ввергнутому в нищету - треть населения существует на социальном дне, а половина тратит на пропитание весь свой доход.

Получив 12 лет назад монополию на власть, партия «Единая Россия» не только не остановила, но усилила коммерциализацию всех институтов государственной власти, что привело к развитию системы теневых социальных отношений. В результате неотъемлемой частью власти стали некомпетентность, коррупция, нарушение моральных и правовых норм, что способствовало распространению в обществе терроризма, алкоголизма, наркобизнеса, политической апатии.
Строительство эффективной экономической системы в масштабах страны было подменено созданием вертикально интегрированной сырьевой клановой экономики. Она позволила сконцентрировать в руках верхушки управляющей элиты наиболее прибыльные активы бывшего СССР.

i. Остальные отрасли экономики находятся под контролем криминала (22% по объёму экономики) или на грани полного разрушения. По данным World Bank Group 78 % фирм платит криминалу за безопасность, 40 % - платит структурам власти. Согласно Росстату в 2010 г. доля убыточных организаций (без малого бизнеса, банков и бюджетных учреждений) составляла 33,4%.

ii. Возникшие социальные и экономические проблемы власть пытается решить за счёт общества, ликвидируя социальное государство и всего того, что ему сопутствует в области пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования и т.д. Децильный коэффициент составляет по данным Росстата 16,8, а с учётом теневых доходов - 50,4. Во времена в СССР он колебался от 3,5 до 4,5. В стране частный капитал 101 миллиардеров (около $450 млрд) сопоставим с годовым фондом заработной платы всех 70 млн наёмных работников (около $500 млрд) и в 4,3 раза превосходит сумму выплат всем 39 млн. пенсионеров страны (около $100 млн) .

Провалы в политике и экономике власть пытается компенсировать на выборах за счёт административного и финансового ресурсов, широким использованием избирательных технологий, включая шоу с участием первых лиц государства. Диалог с обществом стал пустой, контролируемой «сверху» формальностью. Если у Вас есть вопросы к власти, то Вы, по словам Президента, «бездельник и политикан», который «пытается умничать по любому вопросу». Слова Президента «Нам не нужна гласность, нам нужна свобода слова» остаются основой отношений власти с обществом. Поэтому не удивительно, что в преддверии выборов основой поведения партии власти остаётся не диалог с обществом, а административно-финансовое давление на оппонентов и стратегия: "Оппозиция поднимает голову. Будем бить. Выбора нет".

Можно ли изменить партию власти, привлечением в неё новых «эффективных и честных» политиков? Определённо нет. Они попадут в отлаженную систему отношений, созданную для присвоения себе права монопольного правления. До тех пор, пока партия «Единая Россия» сохраняет абсолютную монополию на власть, она будет представлять интересы высших слоёв бюрократии и финансовой элиты. Шанс измениться у «Единой России» появится только в том случае, если она потеряет большинство в Думе и будет вынуждена договариваться с оппозицией и с обществом.

Поэтому, голосуя за партию «Единая Россия», граждане обеспечивают ей монополию на власть и позволяют сохранять её курс.

2. К чему приведёт отказ от участия в выборах?

В среде оппозиции распространяется мнение – самое честное отношение к выборам – не участие в них, поскольку выборы фарс, спектакль для толпы и т.д.

Существует два пути отказа от участия в выборах - активный (порча бюллетеней, вынос их с участка и т.д.) или пассивный (неявка). По первому пути на выборах в Думу в 2007 году пошло 760 тыс. (1,11%) избирателей. По второму пути пошли 39,61 млн граждан, которые не приняли участие в выборах (явка составила 63,71 %). Большая часть этой части общества – протестный электорат. К чему это привело? Партия «Единая Россия» получила 44,7 млн. голосов (64,30%) и 70% мест в Думе. Оппозиция в сумме - получила лишь 24,06 млн. голосов (34,6%) и 30% мест в Думе.

Общество склонно считать, что такой высокий процент голосов за партию власти не связан с её достижениями, поскольку реальные результаты её деятельности многие эксперты оценивают как провальные. Он получен в результате бессистемных и неэффективных действий оппозиции. Серьёзно повлияли на результаты административный и финансовый ресурс власти, а также активное использования технологий управления сознанием в процессе выборов. Однако, по мнению экспертов за счёт использования этих механизмов власть не может увеличить свой результат более чем 30% (примерно15% на стадии проведения выборов и 15% на стадии подготовки выборов). Если этот процент больше, то возникает слишком много претензий к организации выборов, что ставит под вопрос их демократичность и законность. Считается, что даже использование «чёрного ящика» - системы ГАС «Выборы» для подсчёта голосов не позволяет изменить результаты выборов более чем на 15 % без грандиозного публичного скандала. Т.е. на выборах в 2007 г. партию власти реально поддерживало от 30 до 45 млн., оппозицию – от 24 до 39 млн. из 109 млн. избирателей.
При сегодняшних политических реалиях оба эти пути даже теоретически не могут изменить расстановку политических сил в обществе. Даже если представить невозможное и предположить, что сторонники данной стратегии привлекут в свои ряды ещё 40 млн «отказников», явка на выборы составит 27% и никаких юридических последствий из этого факта не последует. По существующим в России законам, если на избирательный участок явится и проголосует за В.Путина лишь одна А.Кабаева, то он станет Президентом России с результатом «За: 100 % избирателей». Такая практика – не является особенностью России - на последних выборах в Европарламент в Словакии приняли участие 19,63 % избирателей, в Словении - 20,40 %, в Польше - 24,53 % и этот факт не вызвал ни политического кризиса, ни сколь - нибудь серьёзной дискуссии.

Отказ от участия в выборах мотивирован, если тем самым создаются причины для раскручивания последующих уличных протестных акций после окончания выборов, как это предполагает сделать сформированное «несогласными» движение «Нах-нах», участники Национальной ассамблеи и прочие либеральные объединения, стремящиеся дестабилизировать ситуацию в стране. Такая акция может быть поддержана Западом, ибо создаёт в России желанный для него хаос. У патриотической оппозиции пока нет механизма перехода от протестных уличных действий к достижению декларированных целей. В результате Уличными криками «долой!» и «даёшь!» новую власть не сформируешь. Участие в данной акции патриотической оппозиции означает, что её в очередной раз пытаются «использовать втёмную». Как это делается и кто от этого выиграет, показали уличные протестные акции в Египте и Ливии.

Следовательно, отказываясь от участия в выборах, граждане поддерживают партию «Единая Россия», увеличивая процент поданных за неё голосов (неявка на выборы) или её число мест в Думе (вынос и порча бюллетеней). Всё это обеспечивает «Единой России» монополию на власть и поддерживает проводимый ею курс.

3. Как привести к власти путём выборов коалицию оппозиционных партий?

Целью участия в выборах должно являться ликвидация абсолютного большинства партии власти в Думе. Это значит, что число депутатов от оппозиции в сумме должно превысить 50 %.
Внепарламентская оппозиция на выборах в Думу имеет только два варианта стратегии – отказ от участия в выборах или поддержка одной из оппозиционных партий. В реальной ситуации на эту роль могут претендовать только принимавшие участи в выборах в ГД РФ в 2007 г зарегистрированные политические партии - КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия, Яблоко, Патриоты России. Участие в коалиции партий ЛДПР и «Правое дело», организованной в 2008 г. «в сотрудничестве с администрацией президента», маловероятно.

Результаты выборов 2007 г. показывают, что до 15 млн. голосов избирателей, которые правящая партия получает в результате махинаций (примерно 7,5 млн) и столько же за счёт промывания мозгов, потенциально могут быть перераспределены в пользу оппозиции за счёт активизации предвыборной агитации и более эффективной работы по контролю процедуры выборов. Эти люди – потенциальный резерв оппозиции. В сумме с числом граждан, не участвующих в выборах и портящих бюллетени, потенциальный резерв оппозиции составляет до 55 млн.

Если удастся привлечь под знамёна оппозиции хотя бы 50 % этого резерва, по результаты выборов распределятся - 51,6 млн. избирателей за оппозицию и 37,5 млн. за партию власти. Даже привлечение оппозицией 30 % резерва на свою сторону дают ей и партии власти равную поддержку избирателей – по 40 млн.

Даже если общественные наблюдатели не смогут повлиять на регулирование властью результатов выборов и партия власти получит дополнительные 7,5 млн. голосов (15 %), потенциальным резервом оппозиции являются протестные и пассивные слои общества (40 млн. граждан) и избиратели, голосующие за Единую Россию под влиянием информационного давления (около 7,5 млн. граждан). Привлечение оппозицией хотя бы 50 % этого резерва даёт 47,8 млн. голосов поддержки, против 41,25 млн. за партию власти, привлечение 40 % голосов даст 43 млн, что больше ресурса партии власти (42 млн. граждан).

Это означает, что общество может создать ситуацию, при которой правящая партия теряет своё доминирующее положение в Думе.

4. Принуждение к демократии

Стратегия голосования за любую партию, кроме «Единой России», в отличие от других стратегий, даёт принципиальную возможность для ликвидации безусловного большинства партии власти в Думе, что, несомненно, приведёт к ослаблению давления власти на оппозицию.

Снятие прессинга власти на КПРФ или на Справедливую Россию позволит усилить влияние общества на эти партии, что может и должно привести к изменению их политического лица. В настоящее время парламентские партии вынуждены искать поддержку и одобрение своей деятельности у власти - к обществу они обращаются только в период выборов. Деятельность оппозиционных партий направлена лишь на увеличение числа своих мест в Думе, вопрос о координации их деятельности с целью ликвидации абсолютной монополии на власть партии «Единая Россия» даже не ставится. При такой стратегии все оппозиционные партии в Думе обречены на роль статистов для придания партии власти демократического имиджа

Власть не договаривается с оппозицией, а руководит ею, в результате оппозиционные партии выполняют волю власти, а не общества, что является принципиальным препятствием для развития демократии в стране.

Поэтому стратегической задачей является усиление оппозиционных партий и ослабление партии власти в результате выборов.

Единственный легитимный выход из создавшейся тяжёлой ситуации в стране - возвращение к истинным демократическим процедурам, усиление роли общества в политических процессах.
Достичь этого можно ликвидацией монополии на власть нынешней управляющей элиты.

Ответить

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Вы можете использовать в тексте теги BBCode.

Подробнее о форматировании

CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.