Мало найдется законов, которые могут спасти больше человеческих жизней, чем этот…

Десять причин запретить табачную рекламу и спонсорство

1. Табак убивает
Реклама табака создает позитивный климат социальной приемлемости и желательности курения. При этом табачные изделия являются единственными свободно доступными изделиями, которые убивают половину из всех тех, кто использует их в точном соответствии с намерениями производителей. Четыре миллиона мужчин и женщин в мире ежегодно погибает из-за потребления этих изделий. Ежедневно 300 человек в Украине умирает от связанных с табаком болезней.

2. Табачная индустрия обманывает людей с помощью рекламы
Недавно раскрытые документы индустрии показывают, что в течение многих лет табачные компании сознавали, что в их изделиях содержатся вызывающие зависимость и разрушающие здоровье компоненты. Но они не делали ничего, чтобы предупредить своих потребителей. Вместо этого они стремились рекламировать сигареты всеми мыслимыми способами, включая радио, телевидение, журналы, газеты, рекламные щиты и, с недавних пор, Интернет. Подавляющая часть рекламы является имиджевой, и поэтому через рекламу потребитель не получает никакой рациональной информации для выбора марки сигарет. Табачная индустрия знает, что так называемые «легкие» сигареты почти столь же опасны, как и обычные, но продолжает рекламировать их как более здоровую альтернативу.

3. Табачная индустрия лжет по поводу целей рекламы

Табачная индустрия утверждает, что цель рекламирования табака состоит в том, чтобы поощрить нынешних взрослых курильщиков сменить одну марку на другую. Но если это так, то стоимость переключения одного потребителя на другую марку огромна. С коммерческой точки зрения это неоправданно. Цель же является простой и ясной: вовлечь побольше курильщиков, и при этом как можно более молодого возраста. Подавляющее большинство проведенных в мире независимых научных исследований показывает, что реклама табака не только ведет к увеличению его потребления, но также и то, что молодые люди, источник замены тех курильщиков, которые умирают, находятся под сильным воздействием этой рекламы.

4. Табачная индустрия не гнушается ничем, чтобы привлечь молодежь к табаку
Методы «косвенной рекламы» включают поддержку спортивных мероприятий и команд, поощрение рок-концертов и дискотек, размещение фирменных знаков на футболках, рюкзаках и других товарах, нравящихся молодежи и детям. Особую угрозу представляет раздача бесплатных сигарет и товаров с торговой маркой в тех местах, где собирается молодежь. Эта тактика напоминает тактику, используемую дилерами нелегальных наркотиков. По данным опроса более 4000 школьников Киева, в 1999 году 9% из них представители табачной индустрии предлагали бесплатные сигареты.
Документ, обнаруженный Федеральной торговой комиссией США, предоставляет редкую возможность взглянуть на советы, которые табачная индустрия получает из своих научных учреждений по подходу, который она должна использовать для детей. «Таким образом, попытка охватить юных курящих, начинающих должна основываться на... следующих основных параметрах: Представлять сигарету как один из немногих пропусков во взрослый мир.

  • Представлять сигарету как часть запрещенного удовольствия от какой-либо продукции или действия.
  • В вашей рекламе создавайте ситуацию из повседневной жизни юного курящего, но в элегантном стиле делайте эту ситуацию привлекательной на основе символов процесса взросления и зрелости.
  • Насколько возможно ( учитывая некоторые ограничения законом) связывайте сигарету с большой суммой денег, вином, пивом, сексом и т.д.
  • НЕ касайтесь вопросов здоровья или связанных с этим тем».

Нетрудно увидеть, что существующие образцы как прямой табачной рекламы, так и рекламы якобы направленной против подросткового курения (типа «Курение. На это нет времени») основана именно на этих параметрах.

5. Реклама табака ведет к цензуре информации на тему табака
Доход от рекламы табака может иметь значение как для изданий, так и рекламных агентств, и поэтому вполне вероятно, что он влияет на позицию редакции в сообщениях о табачной индустрии, ее изделиях и ущербе для здоровья. Это является одной из причин, почему множество американских газет недавно объявили, что они больше не будут принимать рекламные объявления от табачных компаний. Редакционная свобода будет обеспечена всесторонним запретом рекламы табака, что поставит все издания на равный уровень и предоставит возможности свободного обсуждения тематики здоровья.

6. Спонсорство является просто одним из видов рекламы табака
Реклама путем спонсорства спортивных и культурных мероприятий обладает тремя основными преимуществами для табачной индустрии. Во-первых, такая реклама обычно не классифицируется как таковая и, таким образом, может обходить запрет рекламы, таким образом, больше рекламы табака попадет на телевизионный экран, чем было бы в обратном случае. Во-вторых, спонсирование обычно создает благодарных и финансово зависимых клиентов, на которых часто можно положиться в плане поддержки табачной индустрии. Наконец, и возможно наиболее очевидное, спонсирование создает ассоциацию спортивной доблести и великолепия искусства с сигаретами. Табачные компании тратят сотни миллионов долларов на поддержку состязаний и команд, чтобы помочь сделать наглядными фирменные знаки, создавая в умах молодых людей связь между сигаретами и здоровьем, спортивным мастерством или сексом. Многие спортивные события, такие как автогонки Формула-Один, затем транслируются в международном масштабе, охватывая многомиллионную аудиторию и одновременно подрывая национальные запреты рекламы.

7. Табачная индустрия спонсирует спорт и культуру не ради благотворительности, а для рекламы своих марок среди молодежи или для покупки политического влияния
Те, кого интересует спорт и культура сами по себе, занимаются благотворительностью без лишнего шума. Табачные фирмы вполне могли бы оказывать финансовую помощь с условием не упоминать их название и торговые марки во время спонсируемых мероприятий, но при этом прозрачно для общества. Они же свое спонсорство в одних случаях всячески подчеркивают (например, эксперты подсчитали, что в репортаже о соревновании Marlboro Гран-при эмблема или название компании за время передачи появились на экране 5 933 раза), или тщательно скрывают (например, отремонтировав больницу в избирательном округе председателя комиссии парламента). Исследования показывают сильное воздействие такого спонсирования на молодежь, что и является объяснением нацеленности табачных компаний на такие состязания, как автогонки. Те политики, которые прямо или косвенно выигрывают от спонсорства табачных компаний, обычно обслуживают их политические запросы в ущерб здоровью граждан.

8. Запрет рекламы облегчит выбор потребителей табачных изделий
Немногие виды рекламы предоставляют настолько небольшое количество информации покупателям, как реклама сигарет. Какую информацию предоставляет ковбой Мальборо или суровый мужчина Кэмэла с его кострами и каноэ? В отсутствие имиджевой рекламы потребители смогут делать свой выбор по собственным ощущениям, а не из желания быть похожим на ковбоя или выиграть рекламный приз. Те потребители, которых интересует объективная информация о табачных изделиях, смогут получить ее в специализированных табачных магазинах.

9. Население поддерживает запрет рекламы табака
Опросы населения в различных странах неизменно демонстрируют, что большинство населения выступает против рекламы табака. По данным опроса более 4000 школьников Киева в 1999 году 80% из них поддерживают введение более суровых ограничений рекламы табака, вплоть до ее полного запрета. По данным всеукраинского опроса 2000 года 49% населения выступает за полный запрет рекламы табака, и лишь 5% выступают за ее разрешение на радио и телевидении. Члены Коалиции «За свободную от табачного дыма Украину» в течение нескольких часов собрали на улицах Киева более 1000 подписей за запрет рекламы табака.

10. Реклама табака уже запрещена во многих странах
Многие страны мира уже ввели законодательный запрет рекламы табака. Примерами служат Италия (1962 год), Исландия (1970), Норвегия (1975), Финляндия (1978), Португалия (1982), Новая Зеландия (1990), Австралия (1992), Таиланд (1992), Франция (1993), Швеция (1994), Турция (1996), Бельгия (1997), Польша (1999), Ирландия и Венгрия (2000 год), Дания (2001 год).
Их опыт показывает, что чтобы быстро и эффективно снизить потребление табака, необходимо ввести полный запрет на рекламу табака и на спонсорство, осуществляемое табачными компаниями. Запрет должен быть основан на следующих принципах: Он должен охватывать прямую и непрямую рекламу;

  • Он должен распространяться на все средства массовой информации (радио, телевидение, прессу, рекламные щиты и т.д.);
  • Он должен включать в себя спонсорство национальных и международных мероприятий.

Источник: adic.org.ua